Консультации для родителей

Приобщение дошкольников к белорусской культуре в разных видах музыкальной деятельности

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Духовный, творческий патриотизм надо прививать в ранние детства. Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и к музыкальному, в последнее время в нашей стране ещё более возрос. Истинно художественной и естественной почвой для музыкального воспитания ребёнка является фольклор того народа, к которому он принадлежит, как среда, в которой искусство органично слито с жизнью и мировоззрением людей. Народное искусство дарит детям встречи с напевными и искренними мелодиями, с подлинным, живым, ярким, образным и ласковым родным языком.

        Белорусский фольклор – душа белорусского искусства, белорусской музыки. Произведение народного фольклора бесценны. В них сама жизнь. Они поучительны чистотой и непосредственностью. Знакомство с музыкальными фольклорными произведениями всегда обогащает и облагораживает. И чем раньше соприкасается с ним человек, тем лучше. Народная музыка органично вплеталась в человеческую жизнь с рождения и до смерти. Такой же органичной, естественной и необходимой должна стать музыка для ребёнка сегодня. Ребёнку доступно и понятно народное творчество, а значит и интересно. Детство – период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребёнок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. Дети младшего возраста очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми. Потому наша задача состоит в том, чтобы привить детям любовь к прекрасному, научить их умениям и навыкам игры в коллективе, развить в малышах такие качества, как доброту, чувство товарищества и благородство.

          Детский музыкальный фольклор – это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. Детский музыкальный фольклор несёт в себе огромный воспитательный заряд. Вся ценность его заключается в том, что с его помощью мы легко устанавливаем с ребёнком (детьми) эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Первое знакомство ребёнка с музыкальным фольклором начинается с малых фольклорных форм: частушек, потешек, прибауток, считалок, приговорок, скороговорок, песенок – небылиц, которые веками создавались народом в процессе труда на природе, в быту – это пение колыбельных, игр с пестованием. Народная музыка входит в быт ребёнка с раннего детства. Первой музыкой, которую слышит малыш, является песня матери – колыбельная. Именно они составляют его самые важные музыкальные впечатления. Как часто мама пела их нам. Интонация полна теплоты и нежности, умиротворения и спокойствия. Существует множество различных колыбельных.

        Благодаря фольклору, в частности, русским народным песням, потешкам, прибауткам, колыбельным песням и т.д., ребёнок легче входит в окружающий мир, через сопереживание лирическим героям полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами, – словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно. Колыбельная – первая для детей музыкальная и поэтическая информация. Пение колыбельных песен ребёнку имеет большое значение в его музыкальном воспитании, в развитии творческого мышления, памяти, становление уравновешенной психики. В народных колыбельных песнях к ребёнку часто обращаются по имени, и это очень важно для общения с ним.

       Дети, напевая, и качая в этот момент куклу, вспоминают и одновременно проживают состояние мамы в момент напевания колыбельной, ведь в ней самое главное – дитя (он сам), колыбельная закладывает в малыше ощущение ценности собственной личности. Ребёнка в этот момент окружает светлый, почти идеальный мир, в котором царят и побеждают любовь, добро, всеобщее согласие. И это добро он старается передать сначала кукле Кате, а затем – всем окружающим. Плавность и мягкость колыбельной песни просто не позволяют быть грубым. Ребёнок, напевая, оперирует такими понятиями, как «свет», «добро», «красота», пропускает смысл через себя, проникается этим добром, светом и чистотой, верой в светлое будущее. А вот для того, чтобы вызвать у ребёнка радость, двигательное возбуждение используются пестушки, значит, нянчить, растить, носить на руках. Пестушки поются естественно и просто, сохраняя натуральный тембр голоса, его теплоту.

       Когда малыш просыпается, его гладят по животу и приговаривают:

Ціха, куры, не крычыце,

Майго Ваню не будзіце,

А мой Ваня будзе спаць,

Будзе вочкі закрываць.

     Пестушки, колыбельные песни трогают сердце, питают любовь к своей земле и своему народу. Маленьким детям ещё не доступно в полном объёме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Для ребёнка Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живёт, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями, друзьями. От того, что слышит и видит ребёнок с детства, зависит формирование его сознания и отношения к окружающему. Все эти малые жанры фольклора детьми ясельной группы только воспринимаются, а вот дети старших групп уже пытаются внести в них своё.

       Развивая чувства, черты характера, которые незримо связывают ребёнка со своим народом, я в своей работе использую народные песни, пляски, хороводы, яркие народные игрушки. Всё это богатство белорусского народного творчества помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи, его черты характера.

      Детский музыкальный фольклор отражает различные виды музыкальной деятельности ребёнка: Слушание – восприятие. Пение. Народная хореография.  При отборе фольклорных произведений для занятий с детьми дошкольного возраста, следует исходить из того, чтобы они отражали все стороны жизни человека, развития взаимоотношений с окружающей действительностью, общения со старшими. С народными песнями и мелодиями я начинаю знакомить уже с первой младшей группы. Это такие песенки, как: «Петушок», «Ладушки», «Зайка», «Солнышко», «Сорока» и т.д. Они для детей в возрасте от года до трёх лет просты по мелодии и понятны по содержанию, отражают окружающий мир ребёнка. По тексту песни очень лаконичны, построены на повторе одной музыкальной фразы, не требуют быстрого темпа, исполняются не торопливо, с хорошей дикцией.

      Звукоподражания используются для создания яркого образа и вызывают эмоциональный отклик у ребёнка. Народные мелодии естественны и потому легки для восприятия и запоминания, а возможность собственного исполнения доставляют малышам настоящую радость. В работе с детьми средней, старшей групп, часто используются другие фольклорные жанры – песенки веснянки, заклички, колядки, игровые песни и т.д. – всё то, что перешло в детский фольклор из взрослого фольклора. Дети данного возраста уже не просто где-то напевают, а поют обрядовые песни (веснянки, заклички, масленичные, купальские песни песни и т.д.). Произведения белорусского детского фольклора (музыкального и устного народного творчества), используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Кроме этого, часто используется многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок, игр и т.д. Народная музыка звучит при выполнении движений на музыкальных занятиях. Разнообразие мелодий обогащает музыкально-ритмические движения детей, позволяет им проявить фантазию, а эмоциональность народных мелодий заряжает позитивной энергией на весь день. Народная плясовая и хороводная музыка имеет простой ритмический рисунок и позволяет импровизировать движения. Народные подвижные хороводные игры формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры.

        Народ – мудрый и добрый учитель, создал множество песен, попевок, приговорок, потешек, дающих нам без назидательных сухих нравоучений в приятной для ребёнка форме обучать его тому или иному навыку. Народные песенки и потешки помогают воспитывать положительное отношение детей к режимным моментам. Основываясь на своём опыте, могу сказать, что знакомство с белорусской народной культурой развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Детский музыкальный фольклор является ценным средством воспитания ребёнка, имеет большое значение в приобщении его к истокам родного, истинного белорусского народного творчества.

свернуть

«Музыка как средство развития творческой индивидуальности»

Музыка — сильное и яркое средство развития творческой индивидуальности, духовного становления личности. Она неоспоримо оказывает огромное влияние в формировании индивидуальности, развитии духовного становления человека, начиная с раннего детского возраста. В одной из своих работ великий русский критик В.Г. Белинский писал: «Влияние музыки на детей благотворно, и чем раньше начнут они испытывать ее влияние на себе, тем лучше для них. Они не переведут на свой детский язык её не выговариваемых глаголов, но запечатлеют их в сердцах, не перетолкуют их по-своему, не будут о ней разглагольствовать; но она наполнит гармонией их юные души». И нам нельзя не согласиться с этим высказыванием, тем более что в детстве и закладывается основа развития личности.

Ребёнок естественен в своём стремлении жить в мире красок, звуков, различных форм. Этот мир является неисчерпаемым источником развития чувств и фантазии. Что же станет его путеводной звездой в этом мире, что привлечёт и поведёт малыша за собой, из какого родника он будет черпать силы? Безусловно — это красота самого мира.

Мы все в будущем хотим видеть наших детей творческими, духовно богатыми, культурно образованными людьми с развитым эстетическим вкусом. Своим отношением к искусству— увлеченностью или безразличием — окружающие взрослые оказывают большое влияние на формирование основ ценностных ориентацией детей. Эстетическое развитие ребенка будет гораздо гармоничнее, если рядом окажется тот, кто сам глубоко увлечен изобразительным искусством, музыкой, театром, кто видит и чувствует красоту окружающего мира, природы, человеческих взаимоотношений.

Музыка тоже может стать языком общения ребёнка в раннем детстве. Музыка имеет особый язык, позволяющий передавать самые тонкие оттенки человеческих состояний, переживаний, отношений. «Музыка выражает всё то, для чего нет слов, но что просится из души, и что хочет быть высказано» — писал П. И. Чайковский.

В результате общения с музыкой, ребенку передаются её настроения и чувства: радость, грусть, тревога и сожаление, решительность и нежность. В этом сила психологического воздействия музыки, благодаря музыке развивается восприимчивость и чувствительность. Именно музыка, по нашему мнению, может стать эмоционально-оценочным стержнем, позволяющим формировать у ребенка эстетическое восприятие других видов искусства и окружающего мира, развивать образное мышление и воображение, эстетическое сознание. Поэтому формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической культуры ребенка — актуальнейшая задача сегодняшнего дня, позволяющая реализовать возможности музыкального искусства в процессе становления личности. Не подлежит сомнению, что большое значение для развития и формирования мышления со дня рождения и в течении всей жизни имеет общение с музыкой, в первую очередь классической, а также «пропевание» музыки в движении и голосом.

Основная проблема, отражающая сегодняшнее состояние воспитания, обучения и образования, является проблема развития мышления. Изучение личности (ребёнка, подростка, юноши), как субъекта воспитательной и учебной деятельности, осуществляется на основе теоретических, методологических, психологических и педагогических подходов.

Одним из главных принципов, обеспечивающих успешное овладение детьми основами современных знаний, является теоретический характер их мыслительной деятельности. Основы мышления данного типа должны быть сформированы у детей в раннем возрасте, в младшем школьном возрасте, а на средней и высшей ступени обучения происходит их дальнейшее развитие.

В воспитании мы должны исходить из потребностей самого ребенка. Ребенку вообще, а малышам особенно для правильного развития организма необходимо много двигаться: ходить, бегать, прыгать, лазать, бросать. Это физиологическая особенность детского возраста, в этом выражается его активность, здесь идет усиленный обмен веществ, развивается мышечный аппарат, совершенствуется работа нервных центров. Чем меньше ребенок, тем больше нуждается он в движении, а потому систематизированное и музыкальное движение необходимо вводить как постоянную дисциплину и чем раньше, тем лучше. Эти движения должны научить ребенка свободно управлять отдельными органами своего тела, развить координацию движений, овладению собой (смелость, решительность, находчивость, сообразительность). Музыка, сливаясь с движением, соединяет двигательные реакции с законами музыкального ритма, моторные центры воспитываются через музыку, объединяется деятельность нервно-мышечных центров и слуха, вырабатывается координация движений, сберегаются силы.

Наряду с этим нельзя упускать из виду, что процесс непосредственно музыкального восприятия неоднозначен и он тоже оказывает влияние на развитие и становление творческой личности.

На восприятии всегда сказываются интересы, отношения, весь предварительный художественный и жизненный опыт человека. И, как уже отмечалось, особую роль играют в этом процессе слух, способность вслушаться в окружающее, почувствовать, понять, оценить красоту красок и форм, гармонию звуков и наслаждаться ею. Ведь подлинное эстетическое восприятие всегда связанно с душевным волнением, переживанием эстетического удовольствия, переживанием красоты предмета.

Процесс формирования восприятия возникает установкой педагога-психолога и воспитателя на эстетическое восприятие, что предвосхищает впечатления и переживания. После чего можно беспрепятственно обратиться к его созерцанию, погрузиться в чувственную стихию. Именно «погружение в стихию звуков, красок, форм, в стихию слов стихотворения или пластику движения характерно для процесса художественного восприятия» … Это стремление воспринять чувственное богатство, ощутить его — существенная особенность художественного восприятия.

Следующий этап — попытка проникнуть в то, что эти звуки, краски, формы передают, выявляют, выражают. Эта новая ступень познания и будет являться восприятием художественного образа.

В ходе дальнейшего углубления восприятия, начинает восприниматься и осмысливаться не только художественный образ, запечатленный в произведении, но и само произведение искусства как некое значимое явление. Произведение становится воплощением и символом значительных сторон жизни, творчества, познания человека. Это самая высокая ступень познания, так как в процесс движения восприятия включается вся человеческая личность с её мировоззрением, идеалами, нравственными чувствами, отношением к жизни.

Требованиям к репертуару, предъявляемому для слушания детям, уделяли внимание известные учёные, педагоги и выделяли следующие общие черты и требования к репертуару для детей:

отбор из трёх источников: народного музыкального творчества, классики и современной музыки;

отбор произведений, воспитывающих доброту, проникнутых гуманизмом;

проникновение в мир чувств детей, отражение их интересов, образность, доступность;

яркость, запоминаемость, опора на интонационно-ладовый строй музыки разных народов;

отражение разных музыкальных форм (в том числе и более крупных), различных жанров;

отражение современных исканий в области совершенствования, модернизации музыкального языка, при сохранении художественного уровня, отвечавшего требованиям большого искусства.

Однако, в практике работы детских садов, «детский репертуар» на деле вытесняет классическую музыку. Она используется скорее как исключение, эпизодически и в основном в старшем возрасте. Ранний же возраст не используется для накопления ценных музыкальных впечатлений, не обходимых для формирования «тезауруса», опыта восприятия высокохудожественных образцов музыкальной классики. Таким образом, лишая детей в раннем возрасте возможности слушать классическую музыку, мы теряем благоприятный, «сенситивный» возрастной период для развития способности к восприятию музыки, упустив который, мы создаём дополнительные трудности в деле музыкального развития, может быть, и бесповоротно теряем его.

Основываясь на анализе психолого-педагогической литературы и результатах собственных наблюдений, можно сделать предварительные выводы о том, что далеко не безразлично, какую музыку слышит ребёнок, на каком репертуаре он воспитывается. Поэтому важно способствовать накоплению детьми опыта восприятия музыкальной классики, формированию своеобразных эталонов восприятия, т.е. необходимо найти не только форму преподнесения музыки детям, а совершенствовать само содержание обучения.

Педагогическими условиями успешного развития музыкального восприятия в раннем детстве являются:

художественное совершенство, яркость и эмоциональная доступность музыкальных произведений;

повторность впечатлений (многократность звучания);

создание соответствующего характеру музыки эмоционального настроя;

создание положительного эмоционального фона общения ребёнка и взрослого, поощрение успехов малыша.

побуждение детей к двигательной активности, вокализациям.

Исследовав основные позиции воздействия музыки на развитие индивидуальности, можно подвести некоторый итог всего вышесказанного.

Музыка, являясь одной из самых влиятельных форм искусства оказывает огромное воздействие на субъективный мир личности.

Эстетические чувства, потребности и идеалы стимулируют общественно полезную деятельность, в этом и состоит, по нашему мнению, главная воспитательная функция искусства и музыки, в частности.

Общение с искусством имеет огромное значение в психологическом становлении личности, в развитии ее общечеловеческих задатков и личностных качеств. Получая от художественных и музыкальных произведений огромное количество впечатлений, ребенок перерабатывает их и реализует в своей творческой деятельности, тем самым они играют неоценимую роль в развитии творческой индивидуальности.

свернуть

Правила поведения родителей на детском утреннике

Правила поведения родителей на детском утреннике.

 

Добро пожаловать на детский праздник к нам

И с правилами ознакомиться мы предлагаем Вам

Мы в музыкальном зале рады видеть всех

Всегда звучат здесь песни, детский смех.

И чтобы праздник был спокойней, веселей,

Не надо брать с собой грудных детей.

Устанут, будут плакать, и кричать,

Нехорошо артистов огорчать.

В день праздника вы постарайтесь раньше встать.

Чтоб на утренник в детсад не опоздать

Чтоб Ваша дочка или ваш сынок

Костюм надеть спокойно смог.

А вот фотоаппарат иль камеру возьмите,

И обязательно весь праздник нам снимите.

А что же можно? Спросите вы нас!

Мы очень просим, дорогие,

Вас Аплодисментами поддерживать детей,

Чтобы артисты стали посмелей.

А если уж пришлось вам опоздать ,

То постарайтесь никому не помешать.

Вы между номерами паузу дождитесь ,

Пройдите в зал и у дверей садитесь.

И не забудьте снять пальто и шапки.

Снимите сапоги, наденьте тапки,

А лучше туфли на высоких каблуках.

Чтоб все вокруг сказали: «Ах!»

Ещё хотим, друзья вам предложить

Свои таланты в зале проявить

Читать стихи, петь песни, танцевать,

Шутить, на сцене роль сыграть,

Танцуйте, пойте, веселитесь с нами

И знайте, ждем всегда мы встреч приятных с вами!

свернуть

Как готовиться к детскому утреннику

Правила поведения родителей на детском празднике

Дорогие мамы, папы, бабушки и дедушки! Если ваш ребенок ходит в детский сад, то вас наверняка приглашают на утренники. И это замечательно, ведь вы сможете еще раз убедиться в том, какой ваш ребенок красивый, умный, талантливый, сообразительный! А чтобы и вы, и ребенок не испытали чувство разочарования после праздника, достаточно соблюдать несколько простых правил.

Готовьтесь к утреннику!!!

  Если в детском саду вас попросили что-то купить для утренника или подготовить костюм для ребенка, не отказывайте (конечно, при условии, что выполнение просьбы не предполагает серьезных финансовых трат). Очень распространенной ошибкой родителей является то, что они рассматривают детский сад как некое предприятие сферы услуг, нечто вроде парикмахерской или химчистки, рассуждая при этом примерно так: «Мы вам сдали ребенка, вот и занимайтесь его воспитанием, а нам некогда, мы деньги зарабатываем». Это в корне неверно. Воспитание ребенка — процесс непрерывный и многогранный, и в нем должны принимать участие, как работники детского учреждения, так и родители. Воспитатель должен быть с вами в тандеме, двигаться в одном направлении. Тогда результаты ваших общих усилий будут заметны.

Приходите на праздники в детский сад!!!

  Понятно, что вы очень заняты. Но ваш приход крайне важен для вашего ребенка! Ведь он хочет, чтобы именно вы оценили его успехи, именно вы слушали, как он читает стихи и поет. Ребенок не всегда чувствует себя артистом и получает удовольствие от самого выступления перед публикой, как такового. Для него принципиально отличается выступление перед зрителями «вообще» и выступление перед зрителями, среди которых есть родной и любимый человек. Если все же никто из членов семьи не может пойти на праздник, то обязательно честно предупредите об этом ребенка, ни в коем случае не обнадеживайте его и не обманывайте. Возможно, кто-то из родителей будет снимать утренник на видеокамеру — попросите потом копию записи, ведь в наш век цифровых технологий и Интернета это сделать очень просто. И последующий семейный просмотр записи утренника сможет стать компромиссным решением этого вопроса.

Не обесценивайте старания вашего ребенка!!!

  Для ребенка утренник — это серьезное событие, очень ответственное. Он долго готовился, репетировал. И он, конечно же, волнуется! Поддержите его, скажите, что вы им гордитесь. Пусть он во время выступления что-то забыл или перепутал, не придавайте этому внимания и уж ни в коем случае не устраивайте «разбор полетов» и не сравнивайте своего ребенка с Машей, Сашей или Мишей. Ваш ребенок — самый лучший и самый талантливый! И он должен понимать, что вы думаете именно так, и никак иначе.

Также не стоит передергивать ситуацию в другую сторону и активно восторгаться своим ребенком, при этом принижая способности и умения других детей. Все дети талантливы и способны, только каждый — по-своему.

Придерживайтесь правил!!!

  Детский сад — это учреждение с определенными правилами. Вас могут попросить надеть бахилы, снять верхнюю одежду. Это делается для удобства и поддержания чистоты. Приходите на праздник вовремя. Не заставляйте Вас ждать и задерживать общий праздник.

Постарайтесь не нарушать правила детского сада, тем более, что это совсем несложно.

Участвуйте в празднике!!!

  Очень часто сценарии детских утренников предполагают интерактивность. Детям и родителям предлагают конкурсы, задания, совместные игры. Не отказывайтесь от участия! Вашему ребенку будет очень приятно, да и вы, скорее всего, получите удовольствие, ненадолго «впав в детство».

Вот, пожалуй, и все.

Желаем вам и вашим детям интересного праздника и хорошего настроения!

свернуть

«Классическая музыка в жизни ребёнка»

 Не сомневаюсь в том, что каждый из вас, дорогие мамы и папы, хочет воспитать своего ребенка духовно богатым, эстетически образованным, позитивно настроенным на окружающий его мир. И я, как педагог, с вами абсолютно солидарна. Скажу больше: это моя главная профессиональная и педагогическая задача! На протяжении всей моей педагогической работы я ищу ответ на важный вопрос: как привить ребятам чувство возвышенного отношения к музыке, как научить отличать настоящее искусство от грубой подделки. Где та «золотая середина», которая поможет устоять в мире музыки? Казалось бы, к нам в детский сад приходят 2-3-летние малыши, с которыми можно начинать работать, как говорится, «с чистого листа». Но и они уже успели нахвататься это пресловутой «попсы» и, не научившись еще как следует говорить, уже выпевают разные «муси-пуси». А сколько раз на мои просьбы к ребятам спеть свою любимую песню, они исполняли хиты Верки Сердючки, Глюкозы и той же Кати Лель! Начинать решать эту нелегкую задачу надо с самого раннего возраста. Ведь первые звуки, которые слышит новорожденный – это напевные звуки колыбельной. И поет эти напевные мелодии малышу его мама – самый родной и близкий на свете человек. И именно пению колыбельных мы, взрослые, уделяем незаслуженно мало внимания. А ведь они очень просты в исполнении и в то же время так богаты в проявлении чувств. Пойте колыбельные своему малышу почаще и не только в младенческом возрасте, ведь для нас наши дети всегда остаются детьми. Спойте вместе в тихий вечерок колыбельную – и эти минуты душевного единения останутся надолго и в вашей памяти и в памяти вашего ребенка. И, конечно же, мы все очень хотим, чтобы детство наших детей было счастливым и продуктивным. А ведь именно в дошкольном возрасте формируются эталоны красоты, ребенок накапливает тот опыт деятельности, от которого во многом зависит его последующее музыкальное и общее развитие. И очень важно, чтобы этот опыт основывался на лучших образцах мировой музыкальной культуры. Я абсолютно уверена, что это должна быть классическая музыка классическая. Заранее предвижу скептический вопрос: а не рано ли ребенку – дошкольнику слушать классику, понятен и интересен ли ему этот музыкальный язык? С уверенностью отвечу: нет, не рано! Во-первых, я с большой тщательностью и соблюдением всех возрастных особенностей подхожу к подбору музыкального репертуара. Во-вторых, мои убеждения подтверждены исследованиями ученых – психологов. Их выводы однозначны: классическая музыка стабилизирует эмоциональное состояние человека и оказывает развивающее действие, в то время как тяжелый рок, диско, поп-музыка уменьшают объем внимания и памяти, «отупляют» человека. Программа воздействия музыки на человека (по результатам исследований педагогов–психологов):

Музыкальные произведения Бах Кантата №2 ; Бетховен «Лунная соната; Свиридов. «Романс»- уменьшают раздражительность и разочарование, повышают чувство принадлежности к природе, частью которой мы являемся.

Шопен.Вальсы ; Штраус.Вальсы; Рубинштейн. Мелодия –уменьшают чувство тревоги, повышают уверенность в благополучном конце происходящего.

Моцарт.Маленькая ночная серенада; Вивальди.Времена года («Весна»); Брамс. Венгерские танцы - поднимают общий жизненный тонус: улучшают самочувствие, повышают активность, улучшают настроение.

Музыкальная классика обладает поистине волшебной силой! Ее можно слушать бесконечно, и каждый раз открывать для себя что-то новое, красивое, возвышенное. А наши маленькие слушатели, с их пока еще «незаштампованным» сознанием, воспринимают классическую музыку легко и по-своему уникально. Я приглашаю всех без исключения родителей посетить наши музыкальные занятия, и вы сами увидите восторженные детские глаза при прослушивании фрагментов из оперы «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова, «Апрель. Подснежник» Чайковского. Могу привести еще один пример: знакомясь с музыкой к балету П.И. Чайковского «Спящая красавица» из двух видеоверсий (мультфильм и видеозапись балета) ребята с удовольствием выбрали балет! Не так давно еженедельник «Аргументы и факты» опубликовал статью, суть которой сводилась к следующему: во многих московских школах введены часы слушания классической музыки с целью восстановления мыслительных функций мозга ребенка и защиты его от агрессивной теле- и радио- информационной сферы. Я абсолютно солидарна с московскими педагогами! Ведь общение ребенка – дошкольника с классической музыкой неизбежно ведет к формированию у него позитивного мировосприятия и эмоционального мироощущения, То есть у ребенка появляется позитивная жизненная доминанта. А это имеет огромную практическую ценность и для плодотворного настоящего, и для успешного будущего вашего ребенка. Именно положительный эмоциональный настрой, устойчивая эмоциональная сфера способствуют общему интеллектуальному развитию, позволяют повысить уровень внимания ребенка и увеличить его устойчивость к стрессам, что так важно для ребенка предшкольного возраста, будущего первоклассника.. К этому стоит добавить, что сам процесс слушания музыки уникален, он требует максимальной концентрации внимания ребенка в течение определенного временного отрезка с последующей рефлексией на услышанное. Таким образом, у будущего школьника формируются аналитические способности. Не хочу, чтобы у вас, дорогие мамы и папы, сложилось ошибочное мнение, что наши дети перегружены классикой. С самого раннего утра (с утренней гимнастики) и до вечера в детском саду звучат и народные мелодии, и доступный детскому пониманию песенный репертуар, иногда в современной эстрадной обработке. Но те песни, которые тиражирует наш шоу-бизнес и которые и музыкой-то назвать трудно, мы нашим дошкольникам не предлагаем по принципиальным соображениям. Приобщение наших детей к лучшим образцам мировой классики – непростая, но крайне важная задача. И без вашей помощи, дорогие родители, с этой задачей нам не справиться. Ваш, родительский, авторитет имеет огромное влияние на ребенка. Не умаляя значимости нашей педагогической работы, считаю, что авторитет родителей выше нашего, педагогического, авторитета. И если мама с папой будут интересоваться, чем мы занимаемся на музыкальных занятиях (а я по мере готовности прошу детей продемонстрировать дома свои умения и обязательно высказывать свои впечатления), то наши дети почувствуют удовлетворение и гордость за свое исполнение, уверенность в том, что они все делают правильно. Попробуйте очередное выступление, скажем, Димы Билана или Кати Лель, подытожить замечанием: «Наверное, это неплохая песня, но та песня о маме, которую ты пел для меня, мне понравилась гораздо больше», и ваш ребенок получит огромную поддержку и уверенность в правильно выбранных музыкальных приоритетах! Обязательно создайте у себя дома фонотеку классической музыки. В этом я с удовольствием вам помогу. Почаще слушайте прекрасные музыкальные произведения, и вы не заметите, как классика станет и вам, вашему малышу лучшим другом! Я думаю, вы согласитесь со мной, что в наше непростое, противоречивое время, когда теряются нравственные ценности и ориентиры, музыка приобретает особое, великое значение. Как говорят великие: все приходящее, а музыка вечна. Как вечны ее идеалы, ее способность быть рядом и в горе, и в радости. Музыка заставляет нашу душу и мысли трудиться, задумываться над смыслом бытия. Но эта душевная работа невозможна без высокой музыкальной культуры, музыкального вкуса, воспитанного с детства. И в этом смысле на нас, педагогах и родителях, лежит ответственная задача: заложить прочный фундамент общечеловеческих ценностей, воспитать человека, способного ценить прекрасное, сохранять и приумножать ценности родной и мировой культуры.

свернуть

Роль дыхательной гимнастики, как метода оздоровления дошкольников

Дыхание - это жизнь. Справедливость такого утверждения вряд ли у кого-нибудь вызовет возражение. Действительно, если без твердой пищи организм может обходиться несколько месяцев, без воды - несколько дней, то без воздуха - всего несколько минут.

Речевое дыхание отличается от обычного дыхания. Речевое дыхание - это управляемый процесс. А поможет управлять этим процессом - дыхательная гимнастика. Дыхательная гимнастика помогает в коррекционной работе с детьми, заикающимися, с ОНР, другими речевыми расстройствами. Она необходима для часто болеющих детей, но так же и для здоровых детей, чтобы сохранить это самое здоровье. А. Н. Стрельникова утверждала: «Люди плохо дышат, говорят, кричат и поют, потому что болеют, а болеют, потому что не умеют правильно дышать. Научите их этому - и болезнь отступит».

Давайте поможем своим детям!

С чего же начать?Дыхательная гимнастика начинается с общих упражнений. Проще говоря, необходимо научить детей правильно дышать. Цель этих упражнений - увеличить объём дыхания и нормализовать их ритм. Ребёнка учим дышать при закрытом рте. Тренируем носовой выдох, говоря ребёнку: «Вдыхай глубоко и выдыхай длительно через нос». Предлагаем вам самим проделать это. На первый взгляд простое упражнение (повторяют это упражнение 4-5 раз). Затем мы тренируем у ребёнка ротовой выдох, закрывая при этом ноздри ребёнка. Ребёнка учат задерживать вдох, добиваясь быстрого и глубокого вдоха и медленного, продолжительного выдоха.

Суть дыхания в том, чтобы впустить воздух в лёгкие и насытить кислородом кровь в лёгочных альвеолах. Дыхание распадается на два акта: вдох, во время которого грудь расширяется и воздух проникает в лёгкие, и выдох - грудная клетка возвращается к своему обычному объёму, лёгкие сжимаются и выталкивают имеющийся в них воздух. Ваша задача научить ребёнка хорошо очищать лёгкие. Если он полностью не выдыхает, то в глубине лёгких остаётся изрядное количество испорченного воздуха, а кровь получает мало кислорода, научив ребёнка дышать через нос, вы поможете ему избавиться от частого насморка, кашля, гриппа, ангины.

Дыхательные упражнения проводятся со стихотворным и музыкальным сопровождениям. Я предлагаю один из многих комплексов упражнений:

«ЧАСИКИ»

Часики вперёд идут,

За собою нас ведут.

И. п. - стоя, ноги слегка расставить.

1 взмах руками вперёд «тик» (вдох)

2 взмах руками назад «так» (выдох)

«ПЕТУШОК»

Крыльями взмахнул петух,

Всех нас разбудил он вдруг.

Встать прямо, ноги слегка расставить,

руки в стороны - (вдох), а затем хлопнуть ими по бёдрам, выдыхая произносить «ку-ка-ре-ку»

повторить 5-6 раз.

«НАСОСИК»

Накачаем мы воды,

Чтобы поливать цветы.

Руки на поясе. Приседаем - вдох, выпрямляемся - выдох.

Можно выпрямляясь произносить - «с-с-с»

«ДЫХАНИЕ»

Тихо - тихо мы подышим,

Сердце мы своё услышим.

И. п. - стоя, руки опущены.

1 медленный вдох через нос, когда грудная клетка начнёт расширяться - прекратить вдох и сделать паузу (2-3 сек).

2 - плавный выдох через нос.

Кроме дыхательных упражнений с движениями, так же с детьми можно и нужно проводить статичные дыхательные упражнения в положении сидя на стуле.

«КОРАБЛИК»

Ребёнку предлагается широкая ёмкость с водой, а в ней - бумажные кораблики, которыми могут быть простые кусочки бумаги, пенопласта. Ребенок, медленно вдыхая, направляет воздушную струю на «кораблик», подгоняя его к другому «берегу».

«СНЕГОПАД»

Сделайте снежинки из ваты (рыхлые комочки). Предложите ребёнка устроить снегопад. Положите «снежинку» на ладошку ребёнку. Пусть он правильно её сдует.

«ЖИВЫЕ ПРЕДМЕТЫ»

Возьмите любой карандаш, фломастер, катушку из-под ниток. Положите выбранный вами предмет на ровную поверхность стола. Предложите ребёнку плавно подуть на карандаш или катушку. Предмет покатится по направлению воздушной струи.

«ПУЗЫРЬКИ»

Эта игра, которую почти все родители считают баловством и не разрешают детям в неё играть. На самом деле, она является дыхательным упражнением и очень проста в использовании. Нужна лишь трубочка-соломинка и стакан воды. Обращаем внимание ребёнка на то, чтобы выдох был длительным, то есть пузырьки должны быть долго.

«ФОКУС»

Это упражнение с кусочками ваты, которое помогает подготовить ребёнка к произнесению звука Р-р-р. Вата кладётся на кончик носа, ребёнку предлагается вытянуть язык, загнуть его, кончик вытянуть вверх и подуть. Ватка в идеале должна взлететь вверх.

«БАБОЧКА»

Вырежьте из бумаги несколько бабочек. К каждой привяжите нитку на уровне лица ребёнка. Затем предложите подуть на бабочку, чтобы она «взлетела»

«СВЕЧА»

Ребёнку предлагается подуть на огонёк горящей свечи так, чтобы не задуть её, а лишь немного отклонить пламя. Дуть нужно долго, потихоньку, аккуратно.

«ФУТБОЛ»

И кусочка ваты или салфетки скатайте шарик - это будет мяч. Ворота можно сделать из двух кубиков или брусков. Ребёнок дует на «мяч», пытаясь забить «гол».

«КТО СПРЯТАЛСЯ?»

На предметную картинку, размером с четверть альбомного листа наклеиваем с одного края гофрированную бумагу, изрезанную бахромой. Получается, что картинка спрятана под тоненькими полосками бумаги. Ребёнок подует на бахрому, так, чтобы она поднялась и увидит картинку.

Дыхательную гимнастику не рекомендуется делать детям, имеющим травмы головного мозга, травмы позвоночника, при кровотечениях, при высоком артериальном и внутричерепном давлении, пороках сердца и при некоторых других заболеваниях!

 

свернуть

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

1. Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребёнка как можно раньше. «Если не заложить с самого начала прочный фундамент, то бесполезно пытаться построить прочное здание: даже если оно будет красиво снаружи, оно все равно развалится на куски от сильного ветра и землетрясения», - считают педагоги. Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих, музыкальных способностей ребенка, будет невосполнимо.

2. Путь развития музыкальности каждого человека неодинаков. Поэтому не следует огорчаться, если у вашего малыша нет настроения что-нибудь спеть или ему не хочется танцевать, а если и возникают подобные желания, то пение, на ваш взгляд, кажется далёким от совершенства, а движения смешны и неуклюжи. Не расстраивайтесь!! Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого потребуется время и терпение.

3. Отсутствие какой-либо из способностей может тормозить развитие остальных. Значит, задачей взрослого является устранение не желаемого тормоза.

4. Не «приклеивайте» вашему ребенку «ярлык»- немузыкальный, если вы не сделали для того, чтобы эту музыкальность у него развить.

свернуть

«Роль музыкального воспитания в развитии активной речи детей дошкольного возраста»

«Роль музыкального воспитания в развитии активной речи детей дошкольного возраста»

 

В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Один из способов развития речи детей-дошкольников – системное использование средств музыкального воспитания.

Связь музыки и речи очевидна: Музыкальные звуки, также как и речь, воспринимаются слухом.

Выразительность языка музыки сходна с выразительностью речи.

Музыка, как и речь, имеет интонационную природу. (Голос передает эмоциональное состояние человека с помощью интонационной окраски. И музыка, обладая интонацией, выражает настроение, характер.)

Исходя из этого, сочетание работы над речью детей-дошкольников и развитием музыкальных способностей вполне актуально.

Слушание музыки, пение, движение под музыку – самые приятные для детей способы обучения. Они развивают способность различать звуки на слух, развивают воображение и умение выражать свои мысли и эмоции словами, а также жестами, танцевальными движениями.

Рассмотрим подробнее разные виды музыкальной деятельности с точки зрения их эффективного воздействия на развитие речи детей.

 

Слушание музыки

 

Слушание, безусловно, формирует слуховое внимание, эмоциональную отзывчивость на музыку; звуковысотный, тембровый и динамический компоненты слухового восприятия.

Следует разделять пассивное и активное восприятие при воздействии музыки на речевую сферу детей. Пассивное восприятие имеет активизирующий эффект и может выражаться в музыкальном оформлении различных игр, в сопровождении групповых занятий, в самостоятельной деятельности детей, исключающей речевое общение. Активное восприятие выражается, например, в беседе о прослушанном музыкальном произведении. Такая беседа обязательно включает в себя характеристику эмоционально-образного содержания произведения и, следовательно, позволяет расширить словарный запас детей, обогатить его различными образными словами и выражениями, характеризующими чувства, переданные в музыке. Полезно после прослушивания музыкального произведения и беседы о нем, предложить детям подвигаться под эту музыку и передать в музыкально-ритмических движениях ее характер, свои чувства, свое отношение к музыке. (в дальнейшем подробнее об этом). В слушании музыки огромное значение имеет выбор репертуара. Интерес детей повышается, если:

- музыкальные произведения объединены общим рассказом

-музыкальные произведения принадлежат творчеству одного композитора (несколько занятий) и в заключении детям предложена музыкально-дидактическая игра» Узнай и назови произведение»

-музыкальные произведения сравниваются по содержанию и характеру, имея близкие или контрастные названия.

 

Пение

 

Это, безусловно, тот вид музыкальной  деятельности, в котором работа над речью происходит наиболее эффективно. В пении дети проявляют активность, желание петь, испытывают удовольствие от коллективного хорового пения.

Общеизвестно, что пение развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа речи, улучшает дикцию, координирует слух и голос. Также пение помогает исправлять недостатки речи: невнятное произношение, проглатывание окончания слов, а пение на слоги способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения.

Основное средство овладения языком и развитие речевой активности – это повтор. А пение как раз и мотивирует детей повторять слова и фразы в наиболее приятной форме: песенных куплетов и припевов. Получая несомненное удовольствие от певческой исполнительской деятельности, дети не осознают, что через повторение они заучивают слова, так как пропевают их снова и снова. Вот почему большинство текстов детских песен состоит из повторяющихся односложных слов. Таким образом, пение по природе своей исключает формальный и механический многократный повтор. Пение – это всегда радость, разнообразные эмоции, чудо творчества!

Кроме того, песни обеспечивают обучение хорошим языковым моделям, которые легко воспроизводятся, потому что речевой поток сопровождается музыкой.

Еще одно эксклюзивное преимущество песен: в песнях есть рифма, а умение чувствовать рифму – важный навык для детей, особенно для тех, кто имеет речевые проблемы. Неосознанно для детей происходит удивительная образовательная деятельность – изучение основ поэзии.

Перечислим кратко еще ряд преимуществ певческой деятельности для развития речи:

-Пение помогает понять ритмический строй языка, так как детям приходится пропевать каждый слог.

-Пение требует более четкой артикуляции со стороны, как педагога, так и детей.

-Совершенствуя голосовой аппарат детей для пения, мы совершенствуем его и для речи.

- Прививая детям культуру выразительного исполнения, мы формируем речевую выразительность.

- Песни пополняют словарный запас детей, знакомятся с новыми понятиями.

-Песни развивают у детей способность последовательного изложения фактов, событий, явлений.

- Очень полезны для развития речевой деятельности песни, стимулирующие образное мышление.

- Пение в ансамбле, в хоре развивает способность слышать друг друга, работать в команде, учиться друг у друга и уважать.

 

Музыкально-ритмические движения

Музыкальная ритмика, безусловно, оказывает коррекционное воздействие на речь детей. Л. Генералов сказал: «Движение – это тоже речь, выражающая сущность ребенка».

Накапливая музыкально-двигательный опыт, соотнося его с музыкой разного характера, дети передают в свободных выразительных движениях различные музыкально-художественные образы.

Для развития речи детей мы отмечаем важным в этом виде деятельности тренировку наблюдательности, развитие чувства ритма, темпа и времени, развитие общей и мелкой моторики.

Особую роль играют упражнения для развития мелкой моторики и кистей рук – польчиковая гимнастика под музыку. Связь мелкой моторики и речевого умения установлена давно. Е. Железновой предложена методика использования пальчиковых игр под музыку. Она позволяет эффективно решать задачи речевого развития.

Особо следует остановиться на логоритмике. Логоритмические упражнения – еще одна методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения. Она включает в себя речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры. Целью логоритмического воздействия является преодоление и профилактика речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Задачи логоритмики:

- развитие слухового внимания;

-развитие фонематического чувства;

-развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики;

-развитие слухо-зрительно-двигательной координации;

-развитие речевой моторики;

-развитие дыхания;

Упражнения по логоритмике обязательно включаются в планирование работы по музыкальному воспитанию в группах детей с нарушениями речи. Они неизменно дают стабильный положительный результат.

 

Игра на детских музыкальных инструментах

Обучение игре на детских музыкальных инструментах – один из интереснейших видов деятельности для детей. Здесь дети имеют возможность проявить самостоятельность, активность, творчество, преодолеть излишнюю застенчивость, скованность. Этот вид деятельности тоже решает вопросы развития мелкой моторики (о важности которой мы говорили в разделе музыкально-ритмические движения).

Специальные оркестрово-исполнительские умения связаны с овладением ребенком приемами игры на том или ином инструменте. В младшем возрасте – это в основном шумовые и ударные инструменты (бубны, деревянные ложки, маракасы, треугольники). Создание шумовых оркестров – это замечательное средство развития не только метроритмического чувства, но и мелкой моторики детей. Ведь ребенок, извлекая звук, учится его контролировать не только слухом, но и усилием кисти руки. Постепенно дети овладевают умениями играть на инструментах, имеющих звукоряд. Это очень развивает слух, что в свою очередь важно для активизации речи ребенка. Поэтому очень важно побуждать детей прислушиваться к звукам мелодии, сравнивать их, различать по высоте, накапливая, таким образом, бесценный слуховой опыт.

Таким образом, проанализировав все виды детской музыкальной деятельности с точки зрения их роли в развитии активной речи детей, мы делаем вывод о важности и особом значении каждого из них. Занятия музыкой предполагают для детей особую атмосферу творчества, встречи с прекрасным, радости, поэтому на приподнятом эмоциональном фоне все достаточно серьезные обучающие и развивающие задачи решаются максимально результативно.

свернуть

Поиграем со звуками

Малыш – дошкольник живет играя, в игре он познает мир. Правильно организованная игра помогает закрепить, уточнить, обогатить представления о свойствах предметов и явлений окружающей действительности. Если вы приглядитесь к стихийно возникающим играм детей, то легко обнаружите, что в них ясно выражен интерес к звукам. Ребенок не упускает возможности выявить звуковые возможности игрушек, попавших к нему в руки (гудит, пищит, свистит, стучит). Он пытается, подражая взрослому, поиграть на игрушечной балалайке, струны которой даже не звучат, или на игрушечном баяне, меха которого безмолвны. Таким образом, он пытается понять язык звуков.

Игры со звуками – естественное дополнение к «звуковым забавам» малышей. Они помогают ребенку научиться лучше слушать, различать и самостоятельно производить звуки разной окраски, сознательно комбинировать эти свойства звука. Для игр понадобятся музыкальные игрушки. Это ударные инструменты: барабан, погремушки, колокольчики, металлофон. Духовые: дудки, свистульки, флейты

Можно и самим сделать разные звучащие игрушки. Это могут быть обыкновенные деревянные брусочки, коробочки. Пусть дети вместе с вами наполнят их мелкими камешками, горохом. Когда коробочки будут готовы, послушайте, как они звучат. Пусть ваш малыш сам скажет, какая из них звучит звонко, а какая глухо. Обратите внимание на то, какая игрушка понравилась вашему малышу больше всего, спросите у него, почему. По его ответу вы можете судить, какие звуки привлекают его внимание: тихие, громкие, мягкие или резкие.

А теперь попробуйте поиграть с ребенком в игру «Лесное эхо». В этой игре ребенок научится производить звук, вполне определенный по силе. Сначала вы вместе вспомните, что такое эхо, как оно тихо отвечает на наши громкие звуки. Расскажите, что во всякой музыке есть звуки громкие и тихие. Возьмите игрушку и начните игру. Кто вступает первым, у того игрушка должна звучать громко, а у того, кто отвечает – тихо. Потом можно обменяться ролями и игрушками. В последующих играх уже без игрушек и инструментов, когда ребенок будет воспроизводить звуки своими ладошками или голосом, вы сможете увидеть, насколько внимателен ребенок к конкретным заданиям, оцените его память и координацию движений и голоса.

Такие игры со «звучащими жестами» (движениями рук, кисти, пальцев) развивают естественность, ловкость и точность движений, которые очень помогут вашему ребенку в обучении игре на музыкальном инструменте.

Ваш интерес к музыке, пению обязательно передастся и малышу. Совместное домашнее музицирование доставит радость, а музыкальные успехи и творческие достижения малыша будут для вас заслуженной наградой

 

Поем вместе с мамой

 

Консультация по домашнему музицированию с детьми 2 – 4 лет

Насколько важно заниматься пением?

Пение развивает музыкальный слух, чувство ритма, память ребенка. Позволяет выразить чувства, объединяет малыша и взрослого общим настроением, помогает глубже воспринимать музыку. Кроме того, является прекрасной формой дыхательной гимнастики, укрепляет голосовой аппарат и способствует правильному произношению.

Могут ли родители помочь малышу петь чисто?

Безусловно, могут. Для этого сначала взрослый должен выучить песенку сам, пропев ее несколько раз под фонограмму. Разучивать песню можно в присутствии ребенка. Во время разучивания взрослому следует сидеть на низком стуле напротив ребенка так, чтобы их лица были на одной высоте. Малыш может сидеть или стоять, для уверенности можно дать в руки куклу или игрушку, взять его за руку.

Очень важно, чтобы ребенок спел чисто уже первый звук песенки. Можно сначала попеть один слог на одном первом звуке. Пение на один слог особенно важно для плохо говорящих детей, но и для детей постарше тоже очень полезно. Удобно петь на слоги: ма; му; ду; ля; та и др. После нескольких попыток ребенок обычно подстраивается голосом к первому звуку. Если же он не может подстроиться голосом к ноте, подскажите, что надо петь «тоньше» или «толще», покажите, как пел он, а затем – как надо было спеть.

Хорошей подготовкой к пению будет разучивание текста тоненьким, «кукольным» голосом, а также исполнение звукоподражаний (писк цыплят, мяуканье котят…).

Как часто надо петь с ребенком?

Петь с малышом желательно каждый день, но непродолжительное время, не утомлять ребенка. Можно проводить игры, в которых малыш поет уже разученные песенки. Особенно активно ребенок поет в том случае, когда после определенных слов песенки кукла или игрушка «выполняет» какие – либо действия. Например, появляется и убегает заика («В огороде заинька»), цыплята клюют зернышки («Цыплята»)

свернуть

Успешные формы взаимодействия музыкального руководителя и семей воспитанников

«Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимум, их практике в детсадах, привлечении их к этой работе».                                                                                                                 

 

(Н. К. Крупская)

 

 

 «…Если ты хочешь остаться в сердце человеческом, - воспитывай своих детей».

                                                                                                            ( В. А. Сухомлинский)

 

 

Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. По словам Д. И. Писарева, « … только в молодости человек может развернуть и воспитывать те силы своего ума, которые потом будут служить ему в зрелом возрасте; если что – то не развилось в молодости, то остается неразвитым на всю жизнь». Физическое, умственное, нравственное и эстетическое воспитание и развитие должно осуществляться в органическом единстве. Сенсорное и эмоциональное развитие, характерное для семейного воспитания, предопределяет умственное развитие ребенка. Развитие любознательности ведет к развитию мышления, а развитие мышления к умственному развитию. Вот почему необходимо педагогически организованное воздействие.

Процессы демократизации в системе образования, его вариативность, инновационные программы обусловили необходимость поиска решения проблем взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй, создания условий для повышения педагогической культуры родителей.

Мое общение с родителями, как музыкального руководителя строится на следующих принципах:

Ø единое понимание педагогом и родителями целей и задач воспитания и обучения детей;

Ø родители и педагог являются партнерами в воспитании и обучении детей;

Ø уважение, помощь и доверие к ребенку,  как со стороны педагога, так и со стороны родителей;

Ø знание педагога и родителей воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;

Ø постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, его промежуточных и конечных результатов.

Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний и навыков родителей, оказание помощи родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий музыкального воспитания детей.

Выделяется несколько наиболее успешных формы работы:

Ø Наглядные формы работы.

Для внимания родителей подготавливается актуальный материал по вопросам музыкального воспитания детей раннего и дошкольного возраста, который размещается на стенде « Музыкальная палитра», например: «Роль музыки в оздоровлении детей», «Музыкальные игры дома», «Как организовать День рождение ребенка», «Классическая музыка и ребенок дошкольник», «Пойте вместе с детьми», «Детские музыкальные инструменты своими руками» и т.д.

Организация фотовыставки – отражающие содержание музыкальных занятий, занятий логоритмикой, праздников (календарных и фольклорных) и развлечений; выставки рисунков, созданные после прослушивания классических произведений.

«Дни открытых дверей» дают родителям возможность не только увидеть стиль и предмет общения педагога с детьми, но и самим активно «включиться» в общение: поучаствовать в играх, исполнить песню, послушать музыку, поиграть на музыкальных инструментах.

Ø Консультации, индивидуальные беседы.

Тематика консультаций и бесед разнообразна возникающая по инициативе одной из сторон. Цель педагогической беседы – обмен мнениями по вопросам музыкального воспитания детей. Темы бесед: «Какую музыку должен слушать ребёнок в определённом возрасте?», «Как помочь ребёнку красиво и правильно петь?» т.д. Консультации организуются как тематические, так с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей.

Ø « Круглый стол»

В данном мероприятии принимают участие все специалисты дошкольного учреждения и родители воспитанников ДОУ, которые имеют возможность, свободно общаются друг с другом, по определенной теме, обсуждая актуальные вопросы, находя на них ответы, дающие возможность осуществлять партнерское взаимодействие. Целесообразно использовать такие методы, как постановка дискуссионных вопросов, анализ педагогических ситуаций, обмен опытом родителей. Здесь можно показать родителям открытое занятие или видеозапись музыкального занятия.

Ø Организация праздников и развлечений совместно с родителями.

Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем музыкальному руководителю проще налаживать с ним контакты, предоставлять педагогическую информацию.

Родители привлекаются к подготовке совместных досугов, участвуют в конкурсах, в постановке и исполнение танцев, песен, частушек. Проводятся совместные игры, КВН, соревнования, викторины. Показывают детям спектакли и кукольные представления.

Ø Родительские собрания.

Позволяют кратко и доступно раскрыть цели и задачи, суть профессионального взаимодействия музыкального руководителя с детьми.

Например, на одном из родительских собраний познакомила родителей всех возрастных групп с таким разделом музыкального занятия, как восприятие музыки. В первой части родительского собрания важно показать родителям, что в этом разделе даются множественные задания по жанрам, видам, средствам выразительности произведений искусств, истории их создания. Иногда им предлагается уже готовая информация по искусству, которую нужно «прослушать», а прослушав, «усвоить». Но самое главное в восприятии музыки – это воспитательные задачи. Недооценивать воспитательное значение искусства в мире детства, значит – не использовать одну из прекраснейших возможностей педагогической деятельности, а именно, средствами искусства воспитывать ребёнка, воздействовать на становление его духовных потребностей, на формирование черт его характера, чуткого отношения к человеку, природе, Родине и т.д.

Важно было обозначить, что начиная со средней группы, используются классические произведения. А классическим называют самое эстетическое, самое лучшее, зрелое и совершенное.

В старшем дошкольном возрасте используются не отдельные произведения тех или иных видов искусств, а их синтез. Синтез музыки, поэзии и живописи. Музыкальное, литературное и изобразительное искусства, с одной стороны, воздействуют на главные сферы личности ребёнка (чувства, мысли, представления), а с другой – являются тремя способами освоения мира (чувствование, осмысление, преобразование). Обусловлены эти виды искусств такими процессами как переживание, мышление, воображение.

Говоря о многогранности подхода, можно привести, что говорит о воздействии на человека этих трёх видов искусств Н. А. Римский – Корсаков:

· живопись даёт образ и мысль и нужно создать в своём воображении настроение,

· поэзия слова даёт мысль, и по ней нужно создать образ и настроение,

· музыка даёт настроение, и по ней надобно воссоздать мысль и образ.

Таким образом, искусство стремиться воплотить все эти три стороны духовной жизни человека, обеспечивая работу мысли – словом, переживаний – музыкой, представлений – изобразительным искусством.

Такой подход называется – «полихудожественный». Где « поли» - «много», «художеств» - «искусств», т.е. много искусств. И действуют они сразу одновременно.

Во второй части собрания организуется с родителями мастер – класс, на который представляются те музыкальные произведения, которые прослушали их дети в данной возрастной группе. Родителям задаются такие же вопросы, которые и их детям.

-Что вы чувствовали, когда слушали эту музыку, стихи и смотрели картину?

-Как вам рассказала об этом музыка? Какие музыкальные инструменты звучали?

-А какие цвета выбрал художник для этой картины? и т.д.

Анализ ответов детей и родителей, позволяет сделать вывод, ответы детей на музыкальных занятиях превращаются в целые рассказы, они более эмоциональны и непосредственны в своих рассуждениях и высказываниях, чем родители.

Далее родителям озвучивается, что рассказывают их дети, прослушав произведение (если кого из родителей интересует, что рассказывал их ребенок, это озвучивается родителям индивидуально).

Важно сказать родителям, что после такого прослушивания музыки у детей возникает желание нарисовать свою картину, передать свои чувства через рисунок. Так появилась, еще одна форма - «домашнее задание», совместное творчество родителей и детей. Ребята дома подробно пересказывают родителям свои чувства об услышанном произведении на музыкальном занятии. Родители и дети вместе фантазируют, и свои измышления воплощают в рисунках, поделках. На повторном прослушивании воспитанники представляют, показывают и рассказывают о своих произведениях, и очень приятно видеть с каким теплом создавалось это семейное чудо. Каждый член семьи вносил, что – то своё, очень близкое ему. Но самое главное в этих произведениях сохранялся темп, ритм, настроение музыки, поэзии.

Благодаря такому творческому тандему, родителей признаются, что они сами узнали много нового о музыке, живописи и поэзии. И ждут с нетерпением новых «домашних заданий» и рассказов детей о музыкальных занятиях.

Наблюдая за изменениями в своих детях, родители стали проявлять интерес к работе музыкального руководителя, т.е. больше уделять внимания музыкальному развитию ребёнка.

свернуть