Янкойть Оксана Александровна
Янкойть Оксана Александровна
Психолого-медико-педагогическая комиссия (далее - ПМПК), позволяет своевременно выявить образовательные потребности детей, определить программу обучения и воспитания для ребенка или форму организации коррекционно-педагогической помощи в оптимальных условиях, необходимых для достижения ребенком с особенностями психо-физического развития максимально возможного уровня развития, образованности, интеграции в общество.
Комиссия является формой взаимодействия специалистов системы образования и системы здравоохранения для проведения психолого-медико-педагогического обследования лиц с особенностями психофизического развития (далее - с ОПФР) в возрасте от 0 до 18 лет; создается приказом начальника отдела образования, спорта и туризма Островецкого районного исполнительного комитета и главного врача учреждения здравоохранения «Островецкая центральная районная больница» (далее - ЦРБ).
Психолого-медико-педагогическая комиссия решает следующие основные задачи:
В своей деятельности комиссия руководствуется принципами:
Комиссия выполняет следующие функции:
В состав психолого-медико-педагогической комиссии входят директор Островецкого районного ЦКРОиР (председатель ПМПК), заместитель директора Островецкого районного ЦКРОиР, педагог-психолог, врач-психиатр ЦРБ, учителя-дефектологи ЦКРОиР, при необходимости могут привлекаться медицинские специалисты узкого профиля (отоларинголог, офтальмолог, невролог).
Психолого-медико-педагогическое обследование детей с особенностями психофизического развития осуществляется в соответствии с графиком проведения ПМПК и по предварительной письменной заявке учреждений образования.
Обследование ребенка с ОПФР может проводиться по инициативе:
ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ!!!
Обследование детей проводится только в присутствии законного представителя ребенка.
Присутствие законных представителей ребёнка на обследовании обязательно, так как родители, в случае необходимости, дают согласие на изменение образовательной программы для ребёнка.
Отсутствие на обследовании законных представителей, допускается только при повторном обследовании детей ПКПП (в исключительных случаях). В этой ситуации у них должно быть взято письменное согласие на обследование учащегося (воспитанника).
На заключении ЦКРОиР родителями (законными представителями) в письменной форме оформляется согласие (несогласие) с рекомендациями об обучении и воспитании.
В случае несогласия с заключением Островецкого районного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, в котором первично обследовался ребенок, его повторное обследование может быть проведено в областном центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации или другом районном ЦКРОиР по заявлению и выбору законных представителей.
Требования к документам, предоставляемым на ПМПК
Пакет документов для прохождения детьми обследования членами ПМПК предоставляется учреждением образования не позднее 3 дней до дня проведения комиссии.
В пакет документов входят: медицинская выписка из истории развития ребенка, выданная педиатром; справка от психиатра о том, что ребенок не состоит (состоит) на учете; характеристика ребенка, подготовленная учреждением образования, отражающая все основные аспекты в развитии ребенка. Дети, которые не имеют полного пакета документов, к ПМПК не допускаются.
По результатам обследования на ПМПК в учреждение образования предоставляется заключение коррекционного центра с рекомендацией.
На заключении ЦКРОиР родителями (законными представителями) в письменной форме оформляется согласие (несогласие) с рекомендациями об обучении и воспитании.
Также по результатам обследования в учреждение образования ЦКРОиР предоставляет списки детей, нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи, списки детей, исправивших психофизическое нарушение, списки детей изменивших психофизическое нарушение. На основании этих списков руководитель зачисляет или отчисляет детей из ПКПП, организовывает обучение по программам специального образования.
В случае отказа законных представителей от обследования ребенка членами ПМПК, учитель-дефектолог обязан разъяснить возможные последствия такого отказа. Отказ законных представителей должен быть письменно зафиксирован и является основанием для отказа в коррекционно-педагогической помощи как при получении специального образования, так и для получения помощи в ПКПП.
ПКПП – пункт коррекционно-педагогической помощи (логопункт), основной целью работы которого является оказание коррекционно-педагогической помощи детям, имеющим трудности в освоении программы дошкольного образования. Отличия ПКПП от речевой группы.
1) Учитель-дефектолог в ПКПП встраивается в общеобразовательный процесс, а не идет с ним параллельно как это принято в специальной (речевой группе).
2) В отличие от специальных групп, задача коррекции речи в ПКПП является дополнительной. В расписании нет времени, специально отведенного для занятий с учителем-дефектологом, поэтому приходится очень тщательно составлять расписание и заниматься с детьми таким образом, чтобы не помешать усвоению дошкольной образовательной программы.
3) Нет тесной взаимосвязи с воспитателями групп. Педагоги работают по своим планам и не имеют возможности осуществлять постоянный контроль за правильным произношением звуков.
4) В специальной группе состав детей не меняется в течение года, на логопеда приходится до 12 детей. На ПКПП дети поступают и выбывают в течение года, при этом одновременно у логопеда занимаются 22-26 детей.
5) В логопедической группе дети имеют одинаковое речевое нарушение, что определяет программу занятий. В ПКПП одновременно занимаются дети с различными речевыми нарушениями (ОНР, ФФНР, заикание, дизартрия и комбинированные дефекты).
6) Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, в ПКПП являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Занятия кратковременные (15-20минут), краткосрочные (2-3 раза в неделю) и рассчитаны на 6-ти или 12 месячный срок обучения. Логопед на логопункте вынужден подстраиваться под общеразвивающие групповые занятия и режимные моменты; в тот день, когда ребенок посещает его занятия. Сами дети с речевыми нарушениями получают коррекционную помощь порционно, а не ежедневно, как дети специальной (речевой) группы детского сада.
Поэтому, дети со сложными речевыми нарушениями (ОНР, ФФНР), посещавшие ранее специальну (речевую) группу, зачастую, лучше подготовлены к школе, чем дети с такими же диагнозами, но посещавшие ПКПП при ГУО.
Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохраненной иннервации речевого аппарата.
Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (системные тяжелые нарушения речи).
Дизартрия – нарушения произносительной стороны речи, обусловленные недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма.
Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и слуховой стороне при нормальном слухе и интеллекте. Это самый распространенный диагноз у детей, посещающих занятия учителя-дефектолога. Выделяют три уровня: первый уровень самый «тяжелый», третий уровень самый «легкий».
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, вследствие дефектов восприятия и произношении фонем.
Фонематический анализ и синтез – умственные действия по анализу и синтезу звуковой структуры слова.
Фонематическое восприятие – специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.
Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, помогающий осуществлять операции различения и узнавания фонем (букв), составляющих звуковую оболочку слова.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – дисфункция центральной нервной системы проявляющаяся трудностями концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения и памяти, а также сложностями обработки экзогенной и эндогенной информации и стимулов.
Трудности в обучении (ТО) – это пограничная форма между нормальным интеллектуальным развитием ребенка и его качественно сниженным развитием, личностная незрелость, негрубое нарушение познавательной сферы, синдром временного отставания психики в целом или отдельных её функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых). Это не клиническая форма, а замедленный темп развития.