Станица учителя-дефектолога

 Янкойть Оксана Александровна

       

 

 

Что такое психолого-медико-педагогическая комиссия?

Психолого-медико-педагогическая комиссия (далее - ПМПК), позволяет своевременно выявить образовательные потребности детей, определить программу обучения и воспитания для ребенка или форму организации коррекционно-педагогической помощи в оптимальных условиях, необходимых для достижения ребенком с особенностями психо-физического развития максимально возможного уровня развития, образованности, интеграции в общество.

Комиссия  является формой взаимодействия специалистов системы образования и системы здравоохранения для проведения психолого-медико-педагогического обследования лиц с особенностями психофизического развития (далее - с ОПФР) в возрасте от 0 до 18 лет; создается приказом начальника отдела образования, спорта и туризма Островецкого районного исполнительного комитета и главного врача учреждения здравоохранения «Островецкая центральная районная больница» (далее - ЦРБ).

Психолого-медико-педагогическая комиссия решает следующие основные задачи:

  • психолого-медико-педагогическое обследование детей, нуждающихся в специальном образовании;
  • определения соответствия (или не соответствия) актуального уровня развития познавательной сферы и поведения   условно-нормативному развитию;
  • выявление вторичных по своей природе отклонений, которые могут быть причиной трудностей в обучении;
  • оценка уровня освоения содержания образовательных программ и сформированности основных социальных навыков;
  • определение путей компенсации имеющегося нарушения, потенциальных возможностей и перспектив для интеграции ребенка в общество.

В своей деятельности комиссия руководствуется принципами:

  • гуманного отношения к ребенку;
  • объективности;
  • качественного анализа (с учетом деятельности ребенка);
  • доступности методики обследования;
  • учета использования ребенком помощи специалиста;
  • конфиденциальности.

Комиссия выполняет следующие функции:

  • учет и направление детей и подростков с нарушениями развития в учреждения здравоохранения и социальной защиты;
  • рассмотрение диагностически   сложных  и  конфликтных  случаев по заявлениям родителей и заявкам учреждений;
  • консультирование родителей и педагогов по вопросам психического состояния и возможностей обучения и воспитания детей с нарушениями в развитии;
  • разрешение конфликтных ситуаций между родителями и образовательными учреждениями по вопросам использования эффективных и доступных форм психолого-педагогического взаимодействия с ребенком, определения    необходимых условий для  оптимального развития ребенка с нарушениями развития;
  • разработка при необходимости индивидуальных планов коррекционно-педагогической помощи детям, обучающимся в интегрированных классах, с целью обеспечения индивидуального подхода в их обучении и воспитании;
  • контроль качества проведения назначенных коррекционно-реабилитационных мероприятий детям с ОПФР.

В состав психолого-медико-педагогической комиссии входят директор Островецкого районного ЦКРОиР (председатель ПМПК), заместитель директора Островецкого районного  ЦКРОиР, педагог-психолог, врач-психиатр ЦРБ, учителя-дефектологи ЦКРОиР, при необходимости могут привлекаться медицинские специалисты узкого профиля (отоларинголог, офтальмолог, невролог). 

Психолого-медико-педагогическое обследование детей с особенностями психофизического развития осуществляется в соответствии с графиком проведения ПМПК и по  предварительной письменной заявке учреждений образования.

Обследование ребенка с ОПФР может проводиться по инициативе:

  • законного представителя;
  • учреждения образования;
  • учреждения здравоохранения.

ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ!!!

Обследование детей проводится только в присутствии законного представителя ребенка.

Присутствие законных  представителей ребёнка на обследовании обязательно, так как родители, в случае необходимости,    дают  согласие на изменение образовательной программы для ребёнка.

Отсутствие на обследовании законных представителей, допускается только при повторном обследовании детей  ПКПП (в исключительных случаях). В этой ситуации у них должно быть взято письменное согласие на обследование учащегося (воспитанника).

На заключении ЦКРОиР родителями (законными представителями) в письменной форме оформляется согласие (несогласие) с рекомендациями об обучении и воспитании.

В случае несогласия с заключением Островецкого районного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, в котором первично обследовался ребенок, его повторное обследование может быть проведено в областном центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации или другом районном ЦКРОиР  по заявлению и выбору законных представителей.

Требования к документам,  предоставляемым на ПМПК

Пакет документов для прохождения детьми обследования членами ПМПК предоставляется учреждением образования не позднее 3 дней до дня проведения комиссии.

В пакет документов входят: медицинская выписка из истории развития ребенка, выданная педиатром; справка от психиатра о том, что ребенок не состоит (состоит) на учете; характеристика ребенка, подготовленная учреждением образования, отражающая все основные аспекты в развитии ребенка. Дети, которые не имеют полного пакета документов, к ПМПК не допускаются.

 

По результатам обследования на ПМПК в учреждение образования предоставляется заключение коррекционного центра с рекомендацией.

На заключении ЦКРОиР родителями (законными представителями) в письменной форме оформляется согласие (несогласие) с рекомендациями об обучении и воспитании.

Также по результатам обследования в учреждение образования ЦКРОиР предоставляет списки детей, нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи, списки детей, исправивших психофизическое нарушение, списки детей изменивших психофизическое нарушение. На основании этих списков руководитель зачисляет или отчисляет детей из ПКПП,  организовывает обучение по  программам специального образования.

В случае отказа законных представителей от обследования ребенка членами ПМПК, учитель-дефектолог обязан разъяснить возможные последствия такого отказа. Отказ законных представителей должен быть письменно зафиксирован и является основанием для отказа в коррекционно-педагогической помощи как при получении специального образования, так и для  получения помощи в ПКПП.

свернуть

Что такое ПКПП и чем он отличается от речевой группы в специальном детском саду?

ПКПП – пункт коррекционно-педагогической помощи (логопункт), основной целью работы которого является оказание коррекционно-педагогической помощи детям, имеющим трудности в освоении программы дошкольного образования.  Отличия ПКПП от речевой группы.

1) Учитель-дефектолог в ПКПП встраивается в общеобразовательный процесс, а не идет с ним параллельно как это принято в специальной (речевой группе).  

2) В отличие от специальных групп, задача коррекции речи в ПКПП является дополнительной. В расписании нет времени, специально отведенного для занятий с учителем-дефектологом, поэтому приходится очень тщательно составлять расписание и заниматься с детьми таким образом, чтобы не помешать усвоению дошкольной образовательной программы. 

3) Нет тесной взаимосвязи с воспитателями групп. Педагоги работают по своим планам и не имеют возможности осуществлять постоянный контроль за правильным произношением звуков. 

4) В специальной группе  состав детей не меняется в течение года, на логопеда приходится до 12 детей. На ПКПП дети поступают и выбывают в течение года, при этом одновременно у логопеда занимаются 22-26 детей.

5) В логопедической группе дети имеют одинаковое речевое нарушение, что определяет программу занятий. В ПКПП одновременно занимаются дети с различными речевыми нарушениями (ОНР, ФФНР, заикание, дизартрия и комбинированные дефекты).

6) Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, в ПКПП являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Занятия кратковременные (15-20минут), краткосрочные (2-3 раза в неделю) и рассчитаны на 6-ти или 12 месячный срок обучения. Логопед на логопункте вынужден подстраиваться под общеразвивающие групповые занятия и режимные моменты; в тот день, когда ребенок посещает его занятия. Сами дети с речевыми нарушениями получают коррекционную помощь порционно, а не ежедневно, как дети специальной (речевой) группы детского сада.

Поэтому, дети со сложными речевыми нарушениями (ОНР, ФФНР), посещавшие ранее специальну (речевую) группу, зачастую, лучше подготовлены к школе, чем дети с такими же диагнозами, но посещавшие ПКПП при ГУО.

 

свернуть

Логопедический словарь для родителей!

Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохраненной иннервации речевого аппарата.

Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (системные тяжелые нарушения речи).

Дизартрия – нарушения произносительной стороны речи, обусловленные недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма.

Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и слуховой стороне при нормальном слухе и интеллекте. Это самый распространенный диагноз у детей, посещающих занятия учителя-дефектолога. Выделяют три уровня: первый уровень самый «тяжелый», третий уровень самый «легкий».

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, вследствие дефектов восприятия и произношении фонем.

Фонематический анализ и синтез – умственные действия по анализу и синтезу звуковой структуры слова.

Фонематическое восприятие – специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.

Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, помогающий осуществлять операции различения и узнавания фонем (букв), составляющих звуковую оболочку слова. 

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – дисфункция центральной нервной системы проявляющаяся трудностями концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения и памяти, а также сложностями обработки экзогенной и эндогенной информации и стимулов.

Трудности в обучении (ТО) – это пограничная форма между нормальным интеллектуальным развитием ребенка и его качественно сниженным развитием, личностная незрелость, негрубое нарушение познавательной сферы, синдром временного отставания психики в целом или отдельных её функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых). Это не клиническая форма, а замедленный темп развития.

 

свернуть

Рекомендации родителям!

Помощь в работе над звуками!

Картотека игровых упражнений!