Консультации по гражданско-патриотическому воспитанию

Детям о Великой Отечественной войне

Детям о Великой Отечественной войне

   

Со времен Великой Отечественной войны прошло достаточно много времени, в живых осталось не так много ветеранов и участников той страшной войны, но подвиг советских людей всегда будет оставаться гордостью для потомков. Родители, педагоги и воспитатели дошкольной группы должны воспитывать подрастающее поколение так, чтобы дети знали, помнили и чтили подвиг дедов и прадедов, понимали, как тяжело далась Победа, как отважно защищали свою Родину наши предки.

Зачем рассказывать детям о войне

Одним из важных этапов развития личности ребенка является его всестороннее развитие и знание истории своей страны просто обязательно. Дети дошкольного возраста очень любознательны. Но интересны им могут быть далеко не все темы, а лишь те, которые имеют практическую значимость. Конечно, воспитатель или педагог должен уметь правильно подать материал, чтобы заинтересовать даже самых немотивированных детишек. Мальчишки и девчонки несколько по-разному воспринимают рассказы о войне: у мальчиков на примере героев формируется образец мужественности и смелости, у девочек – забота о близких, пострадавших. Повествования о подвигах и доблести советских людей способствует формированию у детей чувства гордости за свой народ, страну, развитию патриотизма, любви к Родине, стремлению походить на героев, защитивших нашу страну.

Проведение в детских садах тематических мероприятий является важной составляющей патриотического воспитания дошкольников, формированию любви к Отечеству, которая помогает ощутить корни своего рода. Именно поэтому, чем раньше ребенок начнет чувствовать свою причастность к Родине, к родной земле, тем скорее у него будет формироваться чувство ответственности за ее будущее, будущее своей страны, своей семьи.

Родители должны тесно сотрудничать с воспитателями дошкольного образования, чтобы при комплексном подходе не только расширить познания ребенка о войне 1941-1945 годов, но и сформировать у него правильную и четкую гражданскую позицию, воспитать уважительное отношение к участникам и ветеранам, памятникам и героям Великой Отечественной войны.

Почему началась война

Объяснение дошкольникам причин войны 1941-1945 годов очень волнует и родителей, и воспитателей. Ребенок должен понять, что причины войн заключаются в желании захватить чужую, процветающую территорию или в ссоре руководителей разный стран. Но причина начала Великой Отечественной войны была совершенно другой

Правитель Германии Гитлер решил убивать людей только потому, что они имели другую национальность. Русские, поляки, евреи, французы и другие нации должны были или принять и подчиниться фашистскому режиму Германии, или умереть. Ребенку нужно объяснить, что и в самой Германии проживали люди разных национальностей, к которым жестокие репрессии были применены в первую очередь. Многие страны, которые были не в состоянии противостоять Гитлеру по каким-либо причинам, сдались. Германия напала на нашу страну внезапно, ранним утром, когда все люди мирно спали. Но русские отказались подчиняться фашистам, вступили с немцами в неравную схватку, и, благодаря отважности и решимости, одержали победу над врагом. Жители нашей страны почти 4 года защищали свою Землю, свою Родину, детей, жен, родителей, свое Отечество, поэтому войну 1941-1945 годов назвали Великой Отечественной.

Как рассказать детям о войне в дошкольной группе

Рассказать ребенку о Великой Отечественной войне за одно занятие невозможно. При этом важно учитывать и возраст аудитории. Например, малышам можно почитать стихи и рассказы о войне, написанные для самых маленьких, рассказать о наградах, медалях и орденах. Детям постарше будут интересные беседы о подвигах, технике и оружии. Уместными будут встречи с родственниками ветеранов, походы к памятнику героям Великой Отечественной войны, посещение музея. Родители должны активно сотрудничать с воспитателями дошкольного образования, чтобы помочь организовать подобные встречи, походы и экскурсии.

Организовывая беседы и познавательные мероприятия для детей в дошкольной группе, следует корректировать их с учетом возраста детей. Для детей 3 – 4 лет можно провести беседы о том, почему началась война, как долго она длилась, о подвигах героев, праздновании Дня Победы. Совместными с родителями усилиями приготовить тематические поделки и устроить выставку в группе. Можно посвятить занятия разучиванию стихотворений и песен о войне, армии, мужестве. Для детей 4 – 5 лет можно устроить встречи с родственниками ветеранов, участников боевых действий, читать рассказы, стихи о войне, подвиге советских людей. Проводить тематические беседы на следующие темы: Что мне известно о Великой Отечественной войне. Роль женщин при защите Родины во время Великой Отечественной войны. Подвиг пионеров-героев, подвиг советских людей. Рассказ о тех, кто трудился в тылу. Четвероногие помощники на фронте. Дети войны. Также можно организовать посещение музеев, поездки и походы к памятникам боевой славы, проведение в группе тематических занятий по рисованию и творчеству. С детьми 5 – 7 лет можно подготовить тематическое развлечение, с разучиванием песен и стихотворений о войне, подвиге и мужестве. Рекомендуется делать акцент на зрительном восприятии дошкольников, так как это позволит им более глубоко прочувствовать подвиг солдат, защищавших нашу Родину. Также можно устраивать встречи с родственниками ветеранов, организовывать посещения музеев, памятников войны, устраивать чтение книг о подвигах, битвах, полководцах, проводить выставки и спортивные соревнования.

Тематические беседы можно подготовить по следующим темам: Фотохроника военных дней. Памятники воинской славы. Великие битвы, полководцы. Города-герои. Военная техника. В этом возрасте дети уже могут самостоятельно приготовить подарки ветеранам (рисунки, открытки, аппликации).

Военные профессии

   Рассказывая дошкольникам о войне, следует упомянуть и о военных профессиях. Дети должны понимать, что помимо учителей, врачей, продавцов и прочих, есть категория людей, которые занимаются разработкой тактик и стратегий, боевой техники и оружия. В мирное время представители военных профессий готовят новобранцев и пополняют командный состав, занимаются разработками боевой техники и заданий, а во время войны они становятся командующими: генералы, маршалы, рядовые и прочие.

   К военным профессиям относят профессии летчиков, моряков, врачей, медсестер, связистов и другие. Управление боевой техники осуществлялось так же хорошо обученными и подготовленными людьми. Те, кто остался в тылу, тоже помогали армии. Женщины, дети и старики работали на полях, фабриках, заводах, выращивали продукты, шили форму, готовили запасные части для техники, выпускали танки, самолеты и многое другое. Рассказывая дошкольникам о Великой Отечественной войне, следует упомянуть о том, какое это было сложное и тяжелое время даже для тех, кто оставался в тылу, не говоря уже о тех, кто сражался на линии фронта. Как голодали люди, прятались в бомбоубежищах от бомбежек, как фашисты захватывали деревни и издевались над пленными, как подрывали дома.

Советы родителям

В Республике Беларусь практически нет ни одной семьи, которую бы не затронула война. У кого-то воевали деды, прадеды, бабушки и прабабушки, кто-то работал в тылу, чтобы обеспечить советскую армию всем необходимым на фронте. В те далекие и тяжелые годы не было практически ни одного равнодушного человека к судьбе нашей Родины. Говорить с дошкольником о войне нужно простым, понятным и доступным для него языком. Маленькому ребенку будет сложно переосмыслить большой объем информации, поэтому не надо стараться сразу рассказать ему о войне все. Например, о военной технике и оружии лучше побеседовать после посещения музея, когда ребенок сможет увидеть все своими глазами. О героизме и доблести воинов можно поговорить с малышом у памятника или в сквере воинской славы. О подвиге солдат и благодарности за мирное небо можно побеседовать вовремя творческих занятий по рисованию, при подготовке поделок ко Дню Победы.

Если в вашей семье были или еще живы фронтовики, кто-то из родных во время войны работал в тылу, обязательно расскажите о них ребенку. Если есть возможность, пусть ребенок сам пообщается с очевидцами того времени, узнает о той сложной жизни, страшной доле, которая выпала на их плечи. Покажите ребенку награды, которыми был награжден ваш родственник, поделитесь с ним воспоминаниями о том времени. Такие беседы надолго останутся в памяти малыша.

На формирование правильной и четкой гражданской позиции дошкольника положительно скажется и чтение соответствующей литературы. Родители могут сводить ребенка в библиотеку и вместе выбрать книги о подвигах, битвах, блокадах, полководцах Великой Отечественной войны, ориентируясь на возраст ребенка. В выходной день можно всей семьей посетить музей или отправиться в путешествие в какой-либо город-герой, посмотреть местные достопримечательности военной направленности. Возлагая цветы к памятникам боевой славы, расскажите ребенку, с какой целью это делается, почтите память павших минутой молчания. Малыш должен знать, что все они защищали Родину (и его тоже) от фашизма.

свернуть

Народныя казкі

Размалёўкі

Размалёўкі на тэматыку беларускіх казак.

Кніжка-расфарбоўка

Старонка з расфарбоўкамі

 

Размалёўвайце, як жадаеце, калі ласка!

свернуть

"Роля сям'і ў выхаванні патрыятычных пачуццяў у дзяцей дашкольнага ўзросту"

Безумоўна, аснова выхавання чалавека закладваецца ў сям'і. Патрыятычнае выхаванне, цікавасць да духоўнага пачатку нашага жыцця таксама павінны пачынацца ў сям'і. Але ўмоў для гэтага сёння, на жаль, мала. І справа тут не ў адсутнасці ў бацькоў часу для педагагічных гутарак са сваімі дзецьмі, а ў нашым жаданні ахаваць іх ад цяжкіх задач, працы, духоўных высілкаў. Кожная сям'я - гэта свой замкнёны свет і сваё жыццё, свае радасці і смутку, клопаты і традыцыі, свой побыт. 

У сучаснай сям'і вялікую частку часу дзіця мае зносіны з мамай. Менавіта з ёй складаюцца даверныя адносіны, абмяркоўваюцца трывогі, пытанні, патрэбы. Аднак для дзяцей не менш важна і зносіны з татам. Чым часцей бацька мае зносіны з дзіцем, тым больш цеснымі становяцца эмацыйныя сувязі, а чым раней бацька далучаецца да догляду за малым, тым мацней і глыбей яго бацькоўскія пачуцці.

 Устаноўлена, што ў сем'ях, у якіх бацькі марнуюць шмат часу на размовы, гульні з дзецьмі, дзеці лепш развіваюцца. Аднак даказана, што дзеці, пазбаўленыя магчымасці мець зносіны з бацькамі або з адным з іх, валодаюць павышанай адчувальнасцю, маюць цяжкасці ў наладжванні кантактаў з аднагодкамі. Сур'ёзную небяспеку для развіцця дзіцяці ўяўляе адсутнасць эмоцый, ласкі, цеплыні пры хай нават і паўнавартасным задавальненні яго фізіялагічных патрэбаў. Толькі сталыя зносіны бацькоў з дзіцем спрыяе ўсталяванню глыбокіх эмацыйных сувязяў, нараджае ўзаемную радасць.

Выхаванне дзяцей у любові і павазе да бацькоў, шанаванні продкаў - адна з вядучых ідэй педагогікі. Іншая ідэя - гадаваць будучага сем'яніна з малых гадоў шляхам фарміравання станоўчых маральных якасцяў (працавітасці, памяркоўнасці, падатлівасці, стараннасці, сціпласці, сумленнасці).

Спецыяльныя сацыялагічныя і псіхолага-педагагічныя даследаванні паказалі, што сям'я і дзіцячы сад, маючы свае асаблівыя функцыі, не могуць замяніць адзін аднаго і павінны ўзаемадзейнічаць ў імя паўнавартаснага развіцця дзіцяці.          

 

 Рэкамендацыі для бацькоў.

Калі ў дзяцінстве дзіця адчуваў пачуццё жалю да іншага чалавека, радасць ад добрага ўчынку, гонар за сваіх бацькоў, захапленне ад судотыку з выдатным подзвігам, ён набыў эмацыйны вопыт. Тым самым будуць пабудаваны шляхі для асацыяцый эмацыйнага характару, а гэта з'яўляецца асновай, падмуркам больш глыбокіх пачуццяў, умовай паўнавартаснага развіцця чалавека.

• Выхаванне маленькага патрыёта пачынаецца з самага блізкага для яго - роднай хаты, вуліцы, дзе ён жыве, дзіцячага саду.

• Звяртайце ўвагу дзіцяці на прыгажосць роднага горада

• У час прагулкі раскажыце, што знаходзіцца на вашай вуліцы, пагаворыце пра значэнне кожнага аб'екта.

• Дайце ўяўленне аб рабоце грамадскіх устаноў: пошты, крамы, бібліятэкі і г.д. Паназірайце за працай супрацоўнікаў гэтых устаноў, адзначце каштоўнасць іх працы.

• Разам з дзіцем прымайце ўдзел у працы па добраўпарадкаванні і азеляненні свайго двара.

• Пашырайце уласны кругагляд

• Вучыце дзіцяці правільна ацэньваць свае ўчынкі і ўчынкі іншых людзей.

• Чытайце яму кнігі пра радзіму, яе героях, пра традыцыі, культуры свайго народа

• Заахвочвайце дзіцяці за імкненне падтрымліваць парадак, прыкладныя паводзіны ў грамадскіх месцах.

свернуть

Беларускi фальклор для дзяцей

Цяжка знайсці больш каштоўны матэрыял па далучэнні дашкольнікаў да беларускай нацыянальнай культуры, чым дзіцячы фальклор і народныя гульні.  Творы вуснай народнай творчасці змалку ўваходзяць у дзіцячае жыццё; на прыкладзе знаёмых вобразаў(кот, гусі, каза), праз нескладаныя сюжэты выхоўвае веру ў дабро, справядлівасць, раскрывае маральна-этычныя погляды беларусаў, дае магчымасць прывіць любоў і павагу да роднага слова.  Ужо сёння важна звярнуць увагу на выхаванне пачуцця патрыятызму, пазбаўленне комплексаў нацыянальнай прыніжанасці і нігілізму. Гэта задача набывае актуальнасць у наш час у сувязі з агрэсіўным наплывам масавай культуры і стратай прадстаўнікамі розных народаў духоўнай сувязі са сваёй нацыянальнай культурай.

Спецыфічныя ўмовы двухмоўя патрабуюць асаблівай увагі да авалодання дзецьмі роднай беларускай мовай. Сітуацыя, калі дзеці адначасова чуюць і рускую, і беларускую мовы, садзейнічае аднолькаваму ўзроўню іх ўспрымання, разумення. Улічваючы гэтыя асаблівасці, неабходна, каб дзеці часцей чулі, разумелі, ведалі родную беларускую мову, каб авалоданне правільным беларускім маўленнем ажыццяўлялася ў працэсе арганізаванага навучання.  

 Вызначым мастацкія асаблівасці кожнага віда фальклорных твораў.

КАЛЫХАНКІ – асноўная задача –супакоіць дзіця мелодыкай, рытмам вершаваных строк, ціхім голасам, ласкавымі словамі. Часцей за ўсё – гэта калыханкі пра ката. Раней, перш чым пакласці дзіця ў ложак ці калыску, туды пускалі ката, каб ён забраў усе чары, а пакінуў толькі цяпло, дабро, прыязнасць.

ЗАБАЎЛЯНКІ, ПАЦЕШКІ – суправаджаюць пальчыкавыя гульні, гушканне, пацягванне, першыя крокі дзіця, супакойванне, кармленне.

ПЕСНІ – адносяцца песні дарослых для дзяцей і тыя песні, што выконваюць самі дзеці. Праз песні атрымоўваюць пэўныя ўяўленні аб навакольным свеце, выхоўваецца павага да працы, асуджаецца лянота, абыякавасць. Займальнасць сюжэта, яго дынамічнасць, кампазіцыйная стройнасць спрыяюць вобразнаму мышленню, адначасова дапамагаюць засвоіць пэўныя гукі (прыпевы гой-гой-гой! Люлі-люлі)

ЗАКЛІЧКІ – гэта зварот, заклік да сіл прыроды, з’явам, адухаўленне прыроды.

ДРАЖНІЛКІ – лаканічныя, невялікага памеру, высмейваюцца нейкія адмоўныя рысы чалавека ці жывел, дакладна перадаюць пэўную рысу характару.

ЛІЧЫЛКІ – прысвечаны для ўстановы чароднасці ў гульнях, выбар вядучага.

ГУЛЬНІ – прасочваецца цесная сувязь з земляробствам, з бытам, з навакольнай прыродай; многія гульні заснаваны на перайманні рухаў, дзеянняў пры пэўных гаспадарчых працах. У некаторыя гульні арганічна ўваходзяць і іншыя творы дзіцячага фальклору – лічылкі, забаўлянкі, калыханкі.

КАЗКІ – універсальны сродак народнай педагогікі; утрымліваюць жыццевы маральны вопыт, народную мудрасць, рыхтуюць дзяцей да самастойнага жыцця, вучаць адрозніваць добрае ад дрэннага. Казкі вабяць дзяцей цікавымі персанажамі, прыгодніцкімі дзеямі, чараўніцтвамі, сакавітасцю роднага слова. Казкі лепш расказваць, чым чытаць, расказваць пранікнене і цікава, гледзячы у вочы дзецям.

ЗАГАДКІ – у сціслай і дакладнай форме падводзілі вынікі назіранняў за цэлымі групамі жыццевых з’яў, жывел, птушак, вызнаючы іх характэрныя асаблівасці; загадкі служаць разумоваму выхаванню.

ПРЫКАЗКІ – трапнае, лаканічнае, устойлівае народнае выслоўе павучальнага зместу, якое мае прамы і пераносны сэнс. У ёй выказваецца закончаная думка, якая дзякуючы шырокім абагульненням дае ацэнку з’яў, падзей, узаемаадносін паміж людзьмі.

ПРЫМАЎКІ – характарызуецца незакончанасцю думкі, не мае абагульняючага значэння і выкарыстоўваецца найчасцей у канкрэтнай моўнай сітуацыі, можа быць зразумелай толькі ў кантэксце.

Прыказкі і прымаўкі надаюць мове выразнасць, яскравасць, вобразнасць, садзейнічаюць выхаванню высокіх маральных пачуццяў, перадаюць жыццёвы вопыт і маральна-практычную філасофію народа.

свернуть

КАРТОТЕКА ИГР ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

Картотека игр по патриотическому воспитанию

1. Волшебные ленты дорог

2. Герб города

3. Район, в котором мы живем

4. История одного города

5. Заколдованный город

6. Путешествие по городу

7. Загадки о городе

8. Сложи герб из фрагментов

9. Города Минской области

10. Флаг Республики Беларусь

11. Где находится памятник?

12. Знаешь ли ты?

13. Продолжи пословицу

14. Народные промыслы (домино)

15. Народные промыслы (лото)

16. Птицы нашего города

17. Нарисуй узор

18. Одень куклу

19. Сортируй узоры

20. Собери узор

 

ВОЛШЕБНЫЕ ЛЕНТЫ ДОРОГ

(старший дошкольный возраст)

Цель: развивать умения у детей узнавать по контуру изображённое сооружение.

Материал и оборудование: игровое поле, где изображены дороги, улицы, скверы, парки. На красных полях — силуэты хорошо известных в городе зданий, памятников и других сооружений; карточки с во­просами и заданиями; кубик; фишки по количеству играющих.

Ход игры

         Играют 2 команды (или 2 игрока). Бросают кубик, продвигаясь вперёд для того, чтобы попасть па красное поле; попав на красное поле, игроки должны будут определить, контур какого сооружения здесь изображён и где находится это сооружение.

       Выбирают себе вопросы, за которые можно получить соответ­ственно 2 или 3 очка. Отвечая на вопросы, игроки продвигаются вперёд, также попадая на красное поле, на котором отгадывают по контурам памятные места.

         Игроки могут моментально оказаться на красном поле, но для этого им нужно будет ответить на вопросы под знаком «блиц».

 

ГЕРБ ГОРОДА

(старший дошкольный возраст)

         Цель: закрепить представление детей о гербе родного города; уметь выделять герб родного города из других знаков.

         Материал и оборудование: шаблон-образец с изображением герба города; контурный шаблон этого же герба; «мозаика» герба города в разо­бранном варианте.

Ход игры

         Детям предлагается рассмотреть герб города и отме­тить отличительные особенности от гербов других городов нашей страны.

  1. Дети по контурному шаблону при помощи шаблона-образца собирают из мозаики герб города.
  2. Дети собирают герб без помощи шаблона-образца, опираясь на память.
  3. Детям предлагается собрать герб города из отдельных дета­лей при помощи шаблонов-накладок.
  4. Детям предлагаются гербы других городов для подобной же игровой задачи.

 

РАЙОН, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЁМ

(старший дошкольный возраст)

Цель: обобщить представления детей о районе города, в котором они живут, с его особенностями и достопримечательностями.

Материал и оборудование: игровое поле, наложенное на план района, с мар­шрутом следования и изображёнными на нём достопримечательно­стями района и названиями улиц; кубик с числовыми фигурами от 1 до 6; фишки в виде автомобиля и человечков; «бабушкина энцик­лопедия» с краткими справками по теме игры.

Ход игры

         Играть может любое количество детей. Они самостоя­тельно выбирают, на каком виде транспорта отправляются в путеше­ствие, или идут пешком. В зависимости от этого выбирается игровая фишка. Дети по очереди бросают кубик: сколько числовых фигур выпадает, на столько делений продвигаются вперёд. Участникам необходимо пройти весь маршрут и вернуться назад в детский сад (или дом). Если фишка попадает на красное поле, для продвижения дальше необходимо ответить на вопрос, обозначенный номером это­го поля; если фишка попадает на зелёное поле, то ребёнок может воспользоваться подсказкой «бабушкиной энциклопедии».

         Примечание. Если ребёнок не знает ответа на вопрос «красного поля», он может воспользоваться подсказкой «бабушкиной энциклопедии», но пропускает ход; «бабушкину энциклопедию» необходимо показать и про­читать детям предварительно.

 

 

ИСТОРИЯ ОДНОГО ГОРОДА

(старший дошкольный возраст)

Цель: закрепить у детей представление об истории родного го­рода.

Материал и оборудование: игровые поля (9 штук) с изображениями видов го­рода от его зарождения до наших дней; карточки с изображениями отдельных построек и мест, относящихся к разным временным от­резкам истории города.

Ход игры.

         Играть могут 3-9 детей. Ведущий раздаёт игровые поля и показывает карточки участникам. Игроки должны полно­стью закрыть своё игровое поле карточками, подходящими вре­менному отрезку.

         Примечание. На каждой карточке есть надпись с названием объекта и временным отрезком.

Если ребенок ошибается, то даётся «справка ведущего», которым мо­жет быть как воспитатель, так и ребёнок.

 

ЗАКОЛДОВАННЫЙ ГОРОД

(старший дошкольный возраст)

Цель: закрепить представления детей об архитектуре совре­менных зданий и сооружений; познакомить с архитектурными осо­бенностями города.

Материал и оборудование: альбом с контурными изображениями зданий и других сооружений современного города; фотографии с изображе­нием этих же зданий и сооружений.

Ход игры

         Перед началом игры воспитатель проводит с детьми мини-беседу:

  • Как называется наша страна?
  • Как называется город, в котором вы живёте?
  • Как давно был основан наш город?
  • Какие улицы города вы знаете?
  • Как называется улица, на которой ты живёшь?
  • Какие памятники нашего города вы знаете?
  • Какие памятники старины есть в нашем городе?
  • Каких великих людей, прославивших наш город, вы знаете?
  • Откуда ты это знаешь? Кто тебе об этом рассказал?
  • Что бы ты ещё хотел узнать о нашем городе?

     Воспитатель предлагает детям рассмотреть альбом с контурами зданий, затем фотографии этих же сооружений и сопоставить кон­туры с фотографиями. Например: контур здания Планетария - фо­тография здания планетария.

         Примечание. По ходу игровых действий «восстановления заколдован­ного города» воспитатель проводит заочную мини-экскурсию по этим местам (возможно с опорой на личные знания и опыт детей).

 

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ГОРОДУ

(старший дошкольный возраст)

  Цель: знакомить с родным городом.

  Материал и оборудование: альбом фотографий родного города.

Ход игры

         Воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей города, предлагает назвать их.

 

ЗАГАДКИ О ГОРОДЕ

(средний и старший дошкольный возраст)

  Цель: знакомить с родным городом.

Ход игры

         Воспитатель загадывает детям загадки из жизни родного города.

 

СЛОЖИ ГЕРБ ИЗ ФРАГМЕНТОВ

(старший дошкольный возраст)

 Цель: способствовать закреплению представлений о гербе города.

 Материал и оборудование: изображение герба города, состоящее из 4-8 фрагментов.

Ход игры

         Воспитатель перемешивает фрагменты, дети собирают из них картинку.

 

ГОРОДА МИНСКОЙ ОБЛАСТИ

(старший дошкольный возраст)

Цель: способствовать закреплению представлений о городах Минской области.

Материал и оборудование: карта Минской  области с отмеченными городами, таблички с названиями городов.

Ход игры

         Воспитатель знакомит детей с картой области, предлагает найти на ней города и разложить на них таблички с соответствующими названиями.

 

ФЛАГ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

(средний и старший дошкольный возраст)

Цель: способствовать закреплению представлений о  флаге своей страны.

Материал и оборудование: полосы красного, зелёного цветов, а белая полоска с орнаментом.

Ход игры

         Воспитатель показывает детям флаг Беларуси, убирает и предлагает выложить разноцветные полоски в том порядке, в котором они находятся на флаге Беларуси.

 

ГДЕ НАХОДИТСЯ ПАМЯТНИК?

(старший дошкольный возраст)

 Цель: знакомить детей с памятниками, учить ориентироваться в родном городе.

 Материал и оборудование: изображения памятников.

Ход игры

         Воспитатель демонстрирует детям изображения памятников, просит рассказать, где установлен этот памятник.

 

ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ?

(старший дошкольный возраст)

 Цель: знакомить детей со знаменитыми людьми родного города.

 Материал и оборудование: портреты известных соотечественников

Ход игры

         Воспитатель показывает портреты, предлагает детям назвать того, кто изображен на портрете и рассказать, чем он знаменит.

 

ПРОДОЛЖИ ПОСЛОВИЦУ

(старший дошкольный возраст)

 Цель: знакомить с устным народным творчеством.

Ход игры

         Воспитатель начинает пословицу, дети ее продолжают.

 

НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ (ДОМИНО)

( старший дошкольный возраст)

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к народным традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Материал и оборудование: фишки домино с изображением народных промыслов.

 

Ход игры

         Дети по очереди выкладывают фишки таким образом, чтобы одинаковые изображения оказывались рядом. Проигрывает последний положивший фишку участник. 

 

НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ (ЛОТО)

(средний и старший дошкольный возраст)

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Ход игры

         В игре могут участвовать от 1 до 5 человек. Разложить на столе или полу карты. Разрезные карточки перемешать и выложить лицевой стороной вниз в центре. Каждый участник игры берет по одной карточке и стопки и определяет, на какую большую

карту ее положить.

         Побеждает тот, чья карта (или карты) будет заполнена первой.

ОДЕНЬ КУКЛУ

(старший дошкольный возраст)

 Цель: знакомить с национальной одеждой, прививать интерес к национальной культуре.

 Материал и оборудование: кукла, национальная белорусская одежда.

Ход игры

         Дети одевают куклу в национальную одежду.

 

ПТИЦЫ НАШЕГО ГОРОДА

(средний и старший дошкольный возраст)

    Цель: знакомить детей с птицами родного города.

    Материал и оборудование: карточки с изображениями птиц.

Ход игры

         Воспитатель демонстрирует детям карточки с изображениями птиц, просит назвать и определить, живет птица в нашем городе или нет.

 

НАРИСУЙ УЗОР

(средний и старший дошкольный возраст)

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к народным  традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Материал и оборудование: карточки с нарисованным узором и полем, расчерченным для рисования.

Ход игры

         Дети рисуют простой узор по образцу.

 

СОРТИРУЙ УЗОРЫ

(старший дошкольный возраст)

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к народным  традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Материал и оборудование: картинки народных промыслов

Ход игры

         Дети сортируют картинки по принадлежности к тому или иному народному промыслу.

 

СОБЕРИ УЗОР

(средний и старший дошкольный возраст)

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к народным  традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Материал и оборудование: разрезные картинки с изображениями народных промыслов

Ход игры

         Дети собирают картинки из фрагментов.

 

Использованные источники

  1. Дубинина, Д. Н. Мир вокруг меня : учеб.-метод. пособие для педагогов учреждений дошк. образования с рус. яз. обучения / Д. Н. Дубинина. – 2 -е изд., расш. – Минск : Нац. ин-т образования, 2012. – 144 с.
  2. Дубініна, Д. М. Родныя вобразы ў паэтычным слове : дапам. для педагогаў устаноў дашк. адукацыі : у 2 ч. Ч. 1 / Д. М. Дубініна. – Мазыр : ТАА ВД «Белы Вецер», 2008. – 136, [4] с.
свернуть

БЕЛАРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ

Белорусский национальный костюм-комплексы одежды, обуви и аксессуаров, сложившиеся на протяжении веков для использования белорусами в повседневном и праздничном обиходе. Национальный костюм имеет чрезвычайно высокую культурную ценность и является одним из этнических атрибутов белорусского народа.

Неотъемлемой, самобытной частью национальной культуры Беларуси является традиционная народная одежда. Оно не только охраняло человека от непогоды. В одежде находили отражение практический опыт и эстетические идеалы народа, духовный мир людей. Костюм первично определяет национальную принадлежность человека. По композиционным частям костюма можно узнать, откуда человек родом, какое семейное положение, возраст и род занятий.

Народный костюм-самобытный элемент культуры. Стиль и образ народного костюма формировались на протяжении веков. Особой гармоничностью и совершенством определяется женский костюм. Женская и девичья одежда состояла из рубашки, безрукавки, юбки, фартука и пояса. Женские рубашки традиционно шились из льняных тканей. Составной частью женского костюма была безрукавка, которая надевалась поверх рубашки. Безрукавка имела много названий: жилет, шнуровка, кабат и другие. Сшитая из фабричных материалов безрукавка являлась довольно дорогостоящей вещью. Юбка, которая шилась из домотканого однотонного сукна, называлась андарак. Этаж юбки в Белорусском народном костюме с давних времен надевался фартук. Разноцветные и белые фартуки-неотъемлемая часть традиционной одежды. Фартук выполнял не только практические, но и декоративные функции.

Головные уборы и прически придавали народному костюму завершенность и праздничность. С давних времен они отражали семейное положение женщины или девушки. Традиционно девушки не закрывали волосы. Женщины прятали их под головные уборы. Непокрытые волосы считались у белорусов, как и у всех славянских народов, символом девичества. Женская одежда белорусок дополняла большое количество различных видов украшений. Узоры, вышивка, кружева органично входили в фактуру одежды. Кроме этого, существовали еще съемные украшения-всевозможные бусинки, кольца, серьги.

Мужская одежда менее разнообразна, чем женская. Мужской костюм состоял из опоясанной рубашки, брюк, иной раз и из жилета. Необходимым элементом традиционного мужского костюма являлись рубашки или рубашки. Сорочка имела низкий воротник или шилась без воротника, рубашка имела отложной воротник и разрез. Праздничные рубашки обычно шили из тонкого белого Кужеля, рабочие-из более грубого льняного полотна. К мужской рубашке обязательно добавлялся тканый или кожаный пояс.

Головные уборы являлись важной частью общего комплекса народной одежды белорусов. Мужские головные уборы были очень разнообразными по форме, Y качестве основных материалов для ix изготовления использовались шуба, шерсть, солома. Наиболее распространенным головным убором была магерка-круглая высокая мужская шапка. Широкое распространение получили козырьки и шляпы. В Беларуси типичны были овчинные шапки, которые обычно носили зимой. Меховые шапки с ушами чаще назывались вислоухими. В качестве летнего головного убора имели расширение шляпы, плетеные из ржаной или пшеничной соломы.

Важным элементом женской и мужской одежды являлся пояс, выполнявший несколько функций. Поясами подпоясывалась нижняя и верхняя одежда. К ним привешивались различные небольшие вещи. Выполняли они и обрядовую функцию. Пояс мужчин выступал не только декоративной частью костюма. Появление без пояса на людях считалось неприличным. Пояса определяются разнообразием техник изготовления. Их Вилли, плели, ткали и вязали. В некоторых местах широкие, ярких цветов пояса носили женатые мужчины. Молодые парни подпоясывались только узкими поясами бледных цветов. Кожаные пояса носили преимущественно мужчины. Традиции, связанные с поясами, были очень устойчивы. Они играли значительную роль в обрядах.

Выделяют 3 разновидности Белорусского национального костюма (в соответствии с социальной принадлежностью):

Крестьянский;
Мещанский;
Шляхетский.
Белорусский крестьянский имеет глубокие исторические корни и сохранил много архаичных черт. Сочетая в себе практичность и эстетичность, он являлся и является гораздо большей вещью, чем просто одеждой или даже художественным произведением. Крестьянский костюм белорусов отражал местные традиции, потребности и социальный статус представителей белорусского народа, мировоззрение мастеров, которые его изготавливали, а в декоративном орнаменте иногда читаются целые содержательные истории. Обычно именно крестьянский костюм подразумевают, когда ведут речь о национальном костюме белорусов вообще.

Мещанский и шляхетский национальные костюмы вписываются в общеевропейские модные тенденции, но при этом имеют в себе большое количество национальных особенностей, что позволяет считать их за разновидности Белорусского национального костюма.

свернуть

НАРОДНЫЕ БЕЛАРУССКИЕ ПРАЗДНИКИ

Каждый высокообразованный человек должен знать традиции и язык своего народа. Поэтому нужно осознать, что чем больше Национального в воспитании, тем сильнее, духовно богаче нация. Народные праздники и обряды способствуют приобщению к различным видам искусства, творческой деятельности и трудовым процессам. Нужно помнить, что в наши дни нет естественного подражания фольклору от старших. Поэтому в тот фольклор, который был издревле взрослым, детей вводят искусственно. Обязательно нужно учитывать возрастные особенности дошкольников, и не нужно очень подробно знакомить их со всеми праздниками годового круга, только с теми, которые будут понятными (это касается и обрядовых действий, игр, танцев, песен, которые исполняются на том или ином празднике).

Детей нужно знакомить с такими народными играми, песнями, сказками, танцами, которые им понятны и интересны, соответствуют нашим сегодняшним эстетическим требованиям. Это положение должно учитываться при отборе фольклорного материала для воспитания детей. Только при таких условиях народное творчество может органично, а не искусственно войти в их жизнь.

Сретение или Сретение - гуканье весны.

Этот праздник вобрал в себя образ зимы и лета в песенных группах, спорящих между собой песнями.

Масленка.

Празднуется на восьмой день перед Пасхой. Этот праздник начинались запуски, которые заканчивали Рождественский мясоед.

Гукание весны.

Этот праздник характерен для Восточной Беларуси. Как и масленковые обряды песни и хороводы происходили на горках, ведь так было ближе к небу. Кульминация этого праздника достигалась 7 апреля, когда происходили непосредственно ритуальные действия и продолжались до того момента, как вспорут поле.

Сараки.

Праздник приходится на 22 марта. Оно отмечает День весеннего равноденствия. 3 этим праздником окончательно приходит весна.

Комоедица.

Этот праздник пришел из глубокой древности. Отмечается перед сведением. На этот праздник поклонялись медведю.

Пасха.

Этот праздник считается величайшим календарным праздником. Оно составляет исключительную особенность, самобытность белорусского обрядово-праздничного календаря. На этот праздник стрякали Новый год по солнечному календарю. Праздновалась в день весеннего равноденствия. Потом стала передвижным с 4 апреля до 8 мая. Последнее воскресенье перед праздником было Вербное воскресенье. В церковь заносили веточки вербы, которые освящали святой водой. Потом приносили домой и съедали по одному волдырку, чтобы защититься от молнии, а остатки вербы хранили до следующей Вербницы.

Юрий.

Праздник отмечался 5 мая. На нем чествовали символ порядка, весны, процветания природы. На лугу девушки выбирали самую красивую, одевали ее русалкой и надевали ей венок, водили вокруг нее хороводы и пели. На этот праздник существует много пословиц, признаков. Вот одна из них:»как дождь на Юрия, то будет хлеб в дурака".

Зеленые праздники.

Праздник наивысшего расцвета природы. Известно под названием Троицы, Троицы. Празднуется этот праздник на седьмой и восьмой неделе после Пасхи. Этот праздник является гимном матери-природе.

Купалье.

Празднуется с 6 на 7 июля. Этот праздник насыщен красивыми языческими обычаями и празднуется в честь летнего солнца обращения. Суть этого праздника осталась нетронутой до наших дней. Воплощением были очищающие костры, очеловеченный образ женщины Купалы и даже его дочери.

Жатва.

Этот праздник является самым продолжительным комплексом ритуалов. Начинала праздноваться с 12 июля по 27 сентября. Жатвенные обряды составляли основу самого тяжелого трудового деяния.

Покровы.

Отмечались с 14 октября по 27 октября. На этот праздник распределялись дни между девушками, а 27 октября по погоде предполагали о характере будущей жены, и называли это время дивным летом. На этот праздник в природе происходил переломный момент от лета до зимы. "Пришла покрова и спрашивает, к зиме ли готово."Начиная с этого праздника, молодежь начинала собираться на посиделки, а домашние дела справлялись с песнями.

Деды.

Каждый день недели имел свое значение. Так суббота должна была быть Днем чествования дедов, всех умерших. В этот день каждый должен был вспомнить лучшие черты пращуров, отдать им должное уважение.

Зимние праздники.

Начинались после постного сочельника (6 января) и завершались до Крещения (19 января). На этот праздник происходили настоящие театрализованные белорусские народные карнавалы. Начинались зимние святки с Рождества(7 января), которые были в честь зимнего солнцеворота и рождественского месоеда после Филипповского поста. На этот языческий обряд наслоился христианский праздник Рождество Христово - праздник Рождества. Неотъемлемым ритуалом является чествование предковдедов. Этому посвящали три торжественно-почитаемых сочельника:

предрождественская постная, богатая щедрая и водяная. Это действие длилось с 25 декабря по 2 января.

Народные праздники и обряды способствуют:

- развитию патриотических и национальных чувств;

- развитию взаимоотношений детей. Народные праздники и обряды являются тем средством, с помощью которого дети учатся вести себя цивилизованно и культурно;

- эрудиций детей. В процессе подготовки и проведения праздника значительно расширяется слоуниковый запас детей;

- также расширяются знания о народных традициях.

свернуть

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИМВОЛИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

    В соответствии со статьей 19 Конституции Республики Беларусь символами Республики Беларусь как суверенного государства являются ее Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн. Законом Республики Беларусь от 5 июля 2004 года «О государственных символах Республики Беларусь» определено описание и порядок использования государственных символов Республики Беларусь.
     Государственный флаг Республики Беларусь
Государственный флаг Республики Беларусь

Государственный флаг Республики Беларусь представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из двух горизонтально расположенных цветных полос: верхней – красного цвета шириной в 2/3 и нижней – зеленого цвета в 1/3 ширины флага. Около древка вертикально расположен белорусский национальный орнамент красного цвета на белом поле, составляющий 1/9 длины флага. Отношение ширины флага к его длине – 1:2. Флаг крепится на древке (флагштоке), которое окрашивается в золотистый (охра) цвет.

Красный цвет – обозначает кровь пролитую защитниками Беларуси. Это знак счастливой жизни.  Зеленый цвет – цвет природы, нашей кормилицы, цвет полей и лесов. Это цвет добра, благополучия, мира.                                                                                                                                                                Белый цвет – это цвет свободы, чистоты, мудрости.                                                                                    Орнамент из ромбиков символизирует трудолюбие, мастерство белорусского народа.

Государственный герб Республики Беларусь

Государственный герб Республики Беларусь представляет собой размещенный в серебряном поле золотой контур Государственной границы Республики Беларусь, наложенный на золотые лучи восходящего над земным шаром солнца. Вверху поля находится пятиконечная красная звезда. Герб обрамлен венком из золотых колосьев, переплетенных справа цветками клевера, слева – цветками льна. Венок трижды перевит с каждой стороны красно-зеленой лентой, в средней части которой в основании Государственного герба Республики Беларусь в две строки начертаны золотом слова «Рэспубліка Беларусь». Государственный герб Республики Беларусь может воспроизводиться в многоцветном, двухцветном и одноцветном (серебряном и золотом) изображении.

Многоцветное изображение Государственного герба Республики Беларусь

Герб является знаком отличия, эмблемой государства. Его изображение помещается на печатях, на паспорте гражданина Беларуси, на пограничных столбах, на зданиях, где работает правительство.            Контур Беларуси – золотой – в лучах восходящего солнца – это наша земля. Пучки колосьев – это трудолюбивый народ, который выращивает хлеб. -Красные цветки клевера – это связь с животным миром. Это корм для лошадей и коров. - Голубые цветки льна – это материал для одежды, символ труда, добра и достатка. Земной шар с восходящим солнцем – мы белорусы дружим со всеми народами, торгуем, обмениваемся изделиями и знаниями. - Красная звезда – символ человечности, знак мужества.

Гимн Беларуси это самая торжественная песня страны. Гимн исполняется в особо важных случаях, например, тогда, когда героям вручают награды, когда спортсмены получают золотые медали на соревнованиях. Государственный гимн Республики Беларусь исполняется во время официальной церемонии поднятия Государственного флага Республики Беларусь и иных официальных государственных церемоний.

Государственный гимн Республики Беларусь может исполняться:

 - при открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных государственным праздникам Республики Беларусь;

 - во время торжественных собраний, проводимых государственными органами и иными организациями;

 - гражданами во время народных, трудовых, семейных праздников и других торжественных мероприятий при обеспечении необходимого уважения к Государственному гимну Республики Беларусь.

При официальном исполнении Государственного гимна Республики Беларусь присутствующие слушают его стоя (мужчины – без головных уборов, военнослужащие, иные лица, для которых предусмотрено ношение форменной одежды, – в соответствии с законодательством Республики Беларусь).

Гимн: https://disk.yandex.ru/d/9xkLF_-purKR7w 

Мы, беларусы – мірныя людзі,
Сэрцам адданыя роднай зямлі,
Шчыра сябруем, сілы гартуем
Мы ў працавітай, вольнай сям’і.

Слаўся, зямлі нашай светлае імя,
Слаўся, народаў братэрскі саюз!
Наша любімая маці-Радзіма,
Вечна жыві і квітней, Беларусь!

Разам з братамі мужна вякамі
Мы баранілі родны парог,
У бітвах за волю, бітвах за долю
Свой здабывалі сцяг перамог!

Слаўся, зямлі нашай светлае імя,
Слаўся, народаў братэрскі саюз!
Наша любімая маці-Радзіма,
Вечна жыві і квітней, Беларусь!

Дружба народаў – сіла народаў –
Наш запаветны, сонечны шлях.
Горда ж узвіся ў ясныя высі,
Сцяг пераможны – радасці сцяг!

Слаўся, зямлі нашай светлае імя,
Слаўся, народаў братэрскі саюз!
Наша любімая маці-Радзіма,
Вечна жыві і квітней, Беларусь! 

свернуть

РАЗГОВАРИВАЕМ ВМЕСТЕ

РАЗГОВАРИВАЕМ ВМЕСТЕ

Каждый четверг месяца призываем воспитателей, детей и родителей говорить по-белорусски!

Сокровища языка, сокровища познания, сокровища окружающего мира раскрываются тем, кто искренне любит и глубоко изучает родной язык, литературу, культуру.

Уважаемые родители, помогите нам приобщить детей к родному, белорусскому языку! Давайте вместе подумаем, как увлечь ребенка, чтобы ему захотелось выучить родной язык.

Кто-то, возможно, не изучал язык в школе или не пользуется им в жизни, пока знает ограниченное количество слов, но хочет обогатить словарный запас и заинтересовать остальных. Где-то или же надо начинать!

Например, начните с приветствия или прощания по-белорусски.

К универсальным приветствиям относятся: приветствую, привет, здравствуйте, доброго Здоровейка. Или приветственные выражения в отношении времени: доброе (- ое) утро, добрянок, Добрый день (денек), добрый вечер (вечерок), Спокойной ночи (ночки).

Формы прощания: до свидания, до встречи, до скорого, счастливо оставаться, оставайтесь здоровы, прощайте здоровы, счастливой дороги или легкой дороги.

Вежливость

Вежливыми словами взрослые и дети пользуются почти ежедневно. Давайте проверим свои знания и покажем пример вежливого поведения детям:

Благодарим

Сердечно благодарю! Я благодарен (благодарна) Вам! Спасибо за помощь! Спасибо за все!

Просим прощения

Простите, пожалуйста! Я извиняюсь! Очень сожалею, что натворил вам заботы. Не сердитесь, так получилось. Простите, мне очень неприятно.

Радуемся

Очень хорошо! Потрясающе! Отлично! Вот здорово! Какое счастье! Вот это новость! Мне очень приятно! Я доволен (довольна)! Вы меня обрадовали! Мне это по нраву! Это самая счастливая минута в моей жизни! Я очень рад (рада)!

Желаем

Желаю счастья! Чтобы вы здоровы были и радовались! Пусть Вас Бог бережет! Пусть Вам счастье! Пусть будут здоровы ваши родные! Расти крепкий (крепкая) да большой (большая)! Пусть исполнятся все надежды! Будьте Здоровы, Живите Богато! Хорошей дороги! Пусть все будет хорошо! Пусть Вам судьба не предаст!

Имена

Для родителей имя сына или дочери - самое нежное и благозвучное. Каждый ребенок любит, чтобы к нему обращались как-то особенно. Кому — то нравятся уменьшительные ласковые формы имени, кому-то-только полные. Детям будет интересно на несколько минут окунуться в прошлое нашей страны и узнать, какие имена существовали раньше.

свернуть