Консультации для педагогов

Игры – забавы для самых маленьких

 Движение – природная потребность человеческого организма, от степени удовлет-ворения которой зависит здоровье ребёнка, обще е развитие и психологический настрой. Чем моложе организм, тем больше движения ему необходимо.

       Важнейшая задача педагогов – обеспечение этой биологической потребности раз-вивающей, разнообразной и интересной для детей деятельностью.

 

Бабочки

 

       На полу разложены круглые крупные рисунки цветов разного цвета (ромашка, василёк, мак, одуванчик)

 

Воспитатель:

(поёт)

Бабочки летали

У лесной полянки.

Крылышки устали.

Нет ли где тут лавки?

             (Дети бегают под музыку, машут руками, изображая бабочек)

 

Отдохнуть бы нам чуток,

Сядем лучше на цветок!

Мы же крошки-бабочки,

Нам не нужно лавочки!

(Дети останавливаются)

 

Воспитатель

(говорит выразительно, с вопросительной интонацией)

Где любимый наш цветок,

Красный цветик-огонёк?

(Дети ищут цветок красного цвета, стайкой приседают около него. Игра повторяется)

 

Где любимый наш цветок,

Жёлтый сладенький цветок?

(Дети ищут одуванчик)

Где любимый наш цветок,

Синий яркий лепесток?

(Дети ищут василёк)

 

Где любимый наш цветок,

Белый длинный лепесток?

(Дети ищут ромашку)

Рекомендации: Все танцы и игры в младшей группе проводятся по показу взрос-лого. Все движения показывает взрослый, вместе с детьми «летает», ищет цветок, но первыми найти нужный цветок должны дети, а взрослый последним походит к цветку.

 

Игра с мячом

 

Воспитатель:

К детям мячик прискакал,

Он удал, хотя и мал.

Он зовёт ребят играть –

С ним, как мячики, скакать.

(Воспитатель ударяет мячом об пол, показывая, как мяч скачет. Дети прыгают под весёлую музыку)

 

А ещё наш мячик может

И кружиться, танцевать.

Наши дети тоже могут

Повороты выполнять.

(Воспитатель вращает мяч, как волчок, на полу. Дети выполняют кружение под музыку)

 

Мячик маленький устал,

Он давно уже не спал.

Помашите малышу

Мячик спать я уложу.

(Воспитатель укладывает мяч в коробку, накрывает платком. Дети машут.)

 

Кошка и котята

 

       Дети сидят на стульчиках. Воспитатель играет роль кошки, делает вид, что ищет детей.

 

Ищет деток кошка-мама:

Где котятки? Мяу-мяу!

                                  (Дети выбегают)

Мойте ушки,

Мойте нос,

Щёки, лапки,

Длинный хвост…

(Дети гладят уши, нос, щёки , руки, но не находят хвост)

Где же хвостик ваш, котятки?

Да ведь это же ребятки!

(Воспитатель удивляется и ловит детей-проказников. Дети убегают. На момент бега можно использовать весёлую музыку)

 

Игра с барабаном

 

       Воспитатель идёт по кругу с барабаном, предлагает детям дотронуться до барабана и приглашает танцевать

 

У меня ребяток много,

Барабан всего один.

Барабан ладошкой трогай

И на танец выходи!

                       (Воспитатель стучит в барабан)

Вот послушайте, как громко

Барабан для вас стучит!

Всем мальчишкам и девчонкам

Веселится он велит!

(Дети танцуют вместе с воспитателем танец под любую  весёлую мелодию)

 

 

Барабан устал немного

Ну-ка, сядем, отдохнём.

Отдохнули руки, ноги,

Что ж, опять играть начнём!

(Воспитатель кладёт барабан на пол, дети садятся на ковёр, гладят себя по рукам, ногам, отдыхают. Затем встают и переходят к новой игре)

свернуть

Проблемы развития музыкальности

 Музыкальные способности у детей проявляются по-разному. У одних – очень рано (уже на первом году жизни) и развиваются очень легко и быстро. У других детей – позднее (в четырёх – пятилетнем возрасте, в меньшей степени - позже) и раз-виваются труднее и медленнее. Раннее проявление способностей не всегда свиде-тельствует об одарённости, так же как и отсутствие проявления таковых в раннем возрасте не всегда является показателем их отсутствия. Известно, что успеха порой добивается не тот, у кого способности выше, а тот, кто имеет силу воли, веру в себя и огромное трудолюбие. Часто задают вопрос: «Стоит ли развивать музыкаль-ные способности ребёнка, если они не проявляются?» однозначно, стоит. Даже если ребёнок в будущем не будет профессиональным музыкантом (ведь это и необяза-тельно), занятия музыкой помогут развить мышление ребёнка, интеллект, другие его способности.

       Одной из распространённых проблем, в том числе и у одарённых детей, являет-ся недоразвитость музыкального слуха. Иногда встречается сильный звонкий голос, но ребёнок с трудом осваивает совсем не сложную по мелодической линии песню. Примером недоразвитости слуха может служить и то, как ребёнок на слух опреде-ляет высоту звука. На вопрос, какой звук выше – первый или второй, он отвечает правильно, или может отличить неправильное пение другого ребёнка, но сам не мо-жет воспроизвести мелодию даже в удобном для него диапазоне. Эта проблема лег-ко поддаётся коррекции путём тренировок в дошкольном возрасте. У взрослого или даже у старшего школьника она часто неразрешима.

       Для развития звуковысотного слуха рекомендуются следующие упражнения:

«Гудок» - умение сливаться с голосом взрослого на длинной ноте.

«Дразнилка» - повторение звуков с голоса педагога или инструмента на разные сло-ги в тонах доступного диапазона, постепенно расширяя диапазон звучания на тон или полтона вверх и вниз

«Точка» - закончить последний (тонический звук) пропетой педагогом мелодии. По-чувствовать устойчивость завершения

«Капельки» - пение на слог «кап» одной ноты, повторяя её много раз (капли дож-дя). Нота должна быть удобной ребёнку по высоте. Затем необходимо на тон или полтона опускаться и подниматься. Подпевать взрослому, затем петь самостоятельно попевки в интервале - полтона, тон, полтона, два тона. Например, «Я шагаю, я гуляю, никому я не мешаю, никого не замечаю. Ох!». На «Ох!» выдох сильный, полный сброс дыхания.

 

       После совершенствования звуковысотной проблемы следует работать над проб-лемой развития мелодического слуха. Для коррекции подходят следующие упражне-ния:

  • Учить определять движение мелодии вверх и вниз
  • Использовать простейшие попевки для запоминания мелодии
  •  Работать вначале над освоением попевки или песни без текста, на слоги с глас-ными («у», «ю», «я», «е», «и»), что укрепляет все виды памяти (слуховую, логии-ческую, двигательную) и автоматизирует вокальную моторику
  • Отказаться от механических бесцельных повторов запоминания мелодии

 

       К одной из распространенных проблем музыкального воспитания дошкольников относится выработка певческого дыхания, которое является основой певческого зву-кообразования. Часто несформированный навык певческого дыхания является препят-ствием, тормозом в развитии певческого звучания голоса. И наоборот, освоив пра-вильное дыхание при пение, ребёнок легче и с интересом занимается, результат за-нятий становится намного выше.

       При постановке правильного певческого дыхания важно помнить, что процесс дыхания состоит из вдоха и выдоха, и при пении особенно важен выдох, во время которого мы поём. Детей нужно учить с самого начала понять, как правильно ды-шать при пении.

       Учимся вдыхать через нос – представим, что наш живот – это шарик, который нам необходимо надуть. На мгновение задерживаем дыхание, не выпускаем воздух, который вдохнули, фиксируем его мышцами живота и диафрагмы – создаём опору дыханию. Затем медленно через рот (на звук «пф») выпускаем воздух, который вдох-нули («шарик нужно сдуть»), постепенно втягиваем живот («шарик уменьшается»).

 

       У некоторых дошкольников, в том числе и с хорошими голосовыми данными, встречается так называемая «зажатая нижняя челюсть». При пении она как бы не-подвижна. Поэтому важно именно в дошкольном возрасте откорректировать этот недостаток упражнениями, которые предполагают пение «на зевке» (с хорошо откры-тым ртом) на гласные («а», «о», «ы»), затем на эти же гласные в  сочетании с сог-ласными («м», «д», «г», «з»). После нескольких таких упражнений ребёнок успешно, как правило, справляется с заданием и легко решается проблема, которая с большим трудом поддаётся коррекции (а иногда и не поддаётся) у старших школьников.

 

       Если в системе дошкольного учреждения будет постоянно проводиться работа как с музыкально одарёнными детьми, так и с остальными, то результат обязатель-но будет положительным.

свернуть

Музыка как средство коррекции поведения и развития коммуникативных способностей дошкольников

 Роль и возможности общения как в образовательном, так и в процессах интел-лектуального и психического развития дошкольников огромны. Общение позволяет ребёнку, через сравнение себя со сверстниками, выработать самооценку, найти своё место, что весьма часто бывает одной из главных проблем личности. Ведь комму-никабельность – одна из составляющих успешности. Навыки поведения начинают формироваться в раннем возрасте.

       Поведение зависит от суммы накопленных знаний, которые каждая личность пропускает через своё сознание. А оно, в свою очередь, определяет способ поведе-ния.

       Признание за музыкальным мышлением функции общения, коммуникации, даёт повод рассматривать музыку как один из самых мощных информационных процес-сов, охватывающих, в принципе, всё общество. Существует мнение, что музыка не мо-жет считаться «языком… с чётко зафиксированным значением». Однако его отсут-ствие не мешает музыке выполнять основные языковые функции. А это значит, что музыка может и является одним из мощных средств общения, развития коммуника-тивных качеств ребёнка.

        Для того, чтобы влиять на формирование личности дошкольника, педагог дол-жен уметь среди смен его настроений и различных проявлений характера, распоз-нать лучшие для последующего закрепления, худшие – для нейтрализации в процессе восприятии музыки. Восприятие музыки преображает человека, ведь каждый одну и ту же музыку чувствует по-разному. Можно сказать, что восприятие музыки носит личностно значимый смысл, который зависит от многих причин:

  • личного жизненного опыта
  • уровня развития образного мышления
  • общей культуры восприятия
  • уровня развития ситуативного мышления
  • уровня развития устойчивого внимания, таких его характеристик , как концентрированность и распределённость, переключаемость и др.
  • различных видов памяти (кратковременной, долговременной, оперативной, музыкальной и др.)
  • склада нервной системы, т.е. темперамента

 

       Важность и главная ценность музыки как вида  искусства в том, что через её восприятие человек познаёт себя. Воспринимая музыку, ребёнок может испытать те чувства, которые не всегда удобно выставлять напоказ, посредством музыки может приблизиться к пониманию чувств, которые он ещё не испытывал в жизни, но ко-торые уже готовы к пробуждению, однако пока невостребованны.

         Наука показала, что музыка, её выразительные средства, такие как динамика, темп, тембр голоса или инструмента, акценты, пульсации, последовательность аккор-дов, развитие мелодической линии могут воздействовать на частоту пульса и дыха-ния, биологические процессы в крови, биоритмы мозга, мышечное напряжение или расслабление, что в комплексе определяет эмоциональное состояние, а порой и общее самочувствие слушателя.

 

 

       Проявления восприятия музыки могут быть различными:

  • внутреннее подпевание, вызывающее непроизвольное движение голосовых связок, настраивание дыхания к мелодической линии произведения
  • покачивание головой, движения пальцев рук или ног, тактирование рукой или ногой
  • изменение мимики (напряжение или расслабление определённых мышц)
  • подвижность глазных яблок, слёзы, улыбка (при слушании с закрытыми глазами)

       Эти и другие проявления восприятия музыки педагогам необходимо использо-вать в своей работе.

 

       Как известно, слушать музыку – ещё не значит воспринимать её. Способность к восприятию музыки можно и нужно развивать у дошкольника как на занятиях, так и при индивидуальной работе по развитию способностей. Ценность умения воспри-нимать музыку в том, что ребёнок чувствует произведение по-своему, обращаясь к своему внутреннему миру, в котором безоговорочно доверяет эмоциям. Музыка не требует от ребёнка жизненного опыта и его подтверждения, весь арсенал её средств является для юного слушателя откровением и, возможно, истиной. Ребёнок восприни-мает через музыку духовность и учится принимать её.

 

       Музыка на групповых занятиях выступает как средство:

  • общения
  •   познания нового
  • развития общей культуры
  • развития духовности

 

       Она способствует умению:

  • сосредоточиться
  • выслушать другую точку зрения и высказать свою
  • вести спор

 

       Английский писатель У.Теккерей писал: «Посейте поступок – и вы пожнёте при-вычку, посейте привычку – и вы пожнёте характер, посейте характер – и вы пожнёте судьбу». Так и музыку можно и нужно использовать на всех этапах развития ребён-ка как воспитательное средство, как средство общения, средство, которое даёт воз-можность почувствовать красоту и гармонию не только музыкального искусства, но и всего мира.

свернуть

Музыкальность и её развитие

Проблемой музыкальных способностей и индивидуальных различий детей зани-мались многие учёные в разные времена. На основании их исследований можно сделать общий вывод. Музыкальные способности изначально закладываются приро-дой в виде наследственных задатков, которые могут развиться в музыкальные спо-собности  при благоприятном воздействии развивающей окружающей среды. Это зна-чит, важное значение имеют возраст, с которого началось музыкальное развитие, и компетентность педагога, ведущего музыкальное развитие.

       Начинать развитие музыкальных способностей необходимо с раннего возраста. Для более объективной оценки музыкальности музыкальный руководитель может привлечь к диагностике воспитателей группы. На ранних ступенях развития они мо-гут оценить у ребёнка проявление интереса к звучащей музыке и любопытства к музыкальным звукам. Воспитатели могут высказать свою точку зрения о таких про-явлениях музыкальности как:

  • любознательность и потребность к познанию мира прекрасного (звук, цвет, слово)
  • радость от процесса познания
  • тяга к любого рода самостоятельным исследованиям
  • способность выдвигать новые неожиданные идеи, отличающиеся от известных
  • готовность отстаивать свою точку зрения даже тогда, когда она противоречит мнению окружающих
  • стремление к лидерству, которое проявляется в игровой деятельности
  • наличие чувства юмора

       Сравнив результаты совместных оценок, музыкальный руководитель имеет воз-можность сделать более объективный вывод о музыкальности ребёнка. 

       Посредством проведения диагностики музыкальных способностей музыкальный руководитель определяет проблемы развития музыкальных способностей у детей, с которыми планирует и проводит коррекционную работу.

       Первым этапом этой работы может быть тренировка умения «слушать», «вос-принимать музыку» посредством красок, как бы рисуя её, или составляя рассказ о прослушанной музыке. Здесь педагог может проводить прослушивание музыки, не указывая автора произведения и его названия. Ребёнку даётся возможность самос-тоятельно изобразить или рассказать о возникшем от услышанного образе.

 

        Второй этап строится на основе сформированного у детей представления о том, что каждый человек видит музыкальные образы по-своему.

 

Сыграй, как я

       На барабане педагог отстукивает несложный ритмический рисунок. Ребёнок его продолжает или один начинает, а другой продолжает.

 

Угадай, что можно сделать под эту музыку

       Исполняется музыка или музыкальный отрывок. Педагог предлагает детям спеть, станцевать и просит показать, что ещё можно сделать под эту музыку. (Что бы дети ни изобразили, их за всё хвалят)

 

       Третий этап – этап отражения музыки в изодеятельности.

 

Сюжеты одной темы

       Педагог предлагает детям прослушать два-три музыкальных произведения од-ной темы: «Зима», «Весна», «Осень» и даёт возможность нарисовать её сюжеты. За-тем просит рассказать о них. Из рисунков и рассказов видно, что прослушивание одной темы у детей вызывает различные образы и сюжеты. Например, у одного ребёнка «Зима» - это зимний лес, у другого – Дед Мороз, у третьего – новогодняя ёлка и т.д.

        Сформированное умение слушать музыку и одновременно слышать её, реаги-ровать действием на отдельные музыкальные элементы позволяет перейти к выпол-нению таких творческих заданий, как музыкально-ритмические движения.

 

Придумай танец

       Педагог предлагает детям прослушать произведение. Уточняет характер музыки, спрашивает, какие движения будут соответствовать ей. Предлагает желающим при-думать движения. Когда танец готов, участники дают ему название и исполняют.

 

       В работе с детьми большое значение имеет ритм информационной нагрузки. Если ребёнка с раннего детства приучать к необходимости воспитания определён-ных качеств или получения определённых знаний, то, взрослея, он будет нуждаться в постоянном совершенствовании и углублении их, будет срабатывать заданный с детства ритм стремления к познанию.

свернуть

Руководство самостоятельной музыкальной деятельностью детей

Руководство самостоятельной музыкальной деятельностью детей

(рекомендация музыкального руководителя – воспитателю)

 

1.  Создавать условия  для самостоятельной музыкальной, музыкально – театральной  деятельности детей.

2.  Удовлетворять желание детей в слушании музыки.

3.  Поощрять индивидуальные музыкальные наклонности : петь, музицировать с помощью детских музыкальных инструментов.

4.  Способствовать развитию у детей ритма и музыкального слуха : исполнение песен с  одновременным прохлопыванием ритма или с помощью шумовых музыкальных инструментов.

5.  Использовать на занятиях, в зависимости от темы, произведения, которые дети прослушали на музыкальных занятиях, с целью закрепления пройденного материала.

6.  Использовать музыкально – дидактические  и подвижные игры в режимных моментах.

свернуть

Роль музыкального руководителя и воспитателя в организации музыкальной деятельности детей.

 Воспитатель располагает большими возможностями приобщения детей к музыке :

 

1.    Активно участвует в процессе обучения детей на музыкальных  занятиях, помога-ет разучиванию песен и вместе  с музыкальным руководителем оценивает испол-нение уже выученного произведения.

2.    При обучении детей музыкально – ритмическим движениям участвует во всех ви-дах движений, активизируя тем самым детей. Когда же танец выучен, роль воспи-тателя иная : он действует по мере необходимости, показывая какое – либо движе-ние, напоминая то или иное построение или давая  детям отдельные указания в пляске, в игре и т.д.

3.    Направляет самостоятельную музыкальную деятельность детей, включает музыку в игры. Прогулки, трудовой процесс, используя выученный с музыкальным руко-водителем материал.

4.    Участвует в отборе музыкального материала, используя его на занятиях изобрази-тельной деятельностью, по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром.

       Совместная работа и взаимопомощь приводит к желаем результатам в решении задач общего музыкального воспитания дошкольников.

       В свободное от занятий врем дети проявляют индивидуальные  склонности : по-ют, музицируют с помощью детских музыкальных инструментов. Чтобы эта деятель-ность развивалась успешно, необходимо создать соответствующие условия : устроить своеобразный музыкальный уголок и оборудовать его соответствующими пособиями. В нем могут находится различные музыкальные инструменты, дидактические игры, портрет композитора, с которым познакомились дети на занятии. При желании музы-кальный уголок можно отгородить лёгкой декоративной ширмой, которая легко уби-рается. Здесь же могут быть отдельные атрибуты, элементы костюмов, используемые детьми в музыкальных играх, инсценировках, плясках. Воспитатель следит, чтобы дети бережно относились к инструментам и после игры убирали их на место.

       Можно вне занятий применять проигрыватель или магнитофон с записями дет-ских песен, плясовых мелодий, музыки для слушания, музыкальных сказок, инсцени-ровок. В этом случае педагог может удовлетворить возникшее у детей желание пос-лушать музыку, поплясать, поиграть в « концерт ».

свернуть

Формы взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя при обучении детей пению.

Для того, чтобы песня действительно прочно вошла во внутренний мир ребен-ка, она должна постоянно звучать в дошкольных учреждениях. Некоторые воспита-тели считают, что для обучения детей пению служат музыкальные занятия, и приоб-щение детей  к миру песни – дело музыкального руководителя.

       Это ошибочное суждение. Музыкальным воспитанием детей должны заниматься как музыкальный руководитель, так и воспитатель каждой группы. Успех в этой ра-боте обеспечивается тесным взаимодействием в деятельности музыкального руково-дителя и воспитателя. Эта конкретная взаимосвязь состоит в понимании целей и за-дач музыкального воспитания дошкольников и путей их осуществления. Согласован-ность в деятельности музыкального руководителя и воспитателя обеспечивает после-довательность и преемственность педагогического процесса, помогает развитию дет-ской активности.

       Функции и формы организации музыкальной деятельности детей у музыкально-го руководителя и воспитателя различны.

       Музыкальный руководитель при активном участии воспитателя проводит музы-кальные занятия, отвечает за музыкальное сопровождение физкультурных занятий, готовит и проводит тематические концерты, праздники и развлечения.

       Воспитатель же постоянно общается с детьми в повседневной жизни детского сада. Он организует игры, аттракционы, инсценировки песен, слушание музыки, гото-вит фрагменты массовых мероприятий, костюмы и реквизит для их проведения.

       Для того, чтобы песня вошла в детскую жизнь, она должна звучать не только на музыкальных занятиях, но и во время игровой деятельности, проведении массовых мероприятий с детьми, на экскурсиях и прогулках.

       Это возможно только при условии активного включения в эту работу всего кол-лектива детского сада. Эти требования оправданы, учитывая, что воспитатель детско-го сада, получивший среднее специальное или высшее образование, должен обладать певческими навыками, знать, какое большое значение  имеет пение для ребёнка, уметь правильно петь детские песни и владеть методикой их разучивания. Таким образом, воспитатель, даже не имеющий специального музыкального образования обязан вклю-читься в работу по приобщению детей к пению.

       Значительную часть своей работы воспитатель проводит под руководством му-зыкального руководителя или при его участии.

       Каковы же основные функции воспитателя в музыкально-эстетическом воспита-нии детей и привитии им  любви к песне ?

       На музыкальном занятии воспитатель призван быть активным помощником му-зыкального руководителя. Степень участия воспитателя зависит от вида музыкальной деятельности и от возраста детей. Наиболее активно воспитатели помогают музы-кальному руководителю в тех видах деятельности, которые связаны с движением. Если требуется, воспитатель показывает детям музыкально-ритмические упражнения, движения, пляски, помогает отрабатывать отдельные элементы, применяя разнообраз-ные методы и приёмы.

       Каждый воспитатель должен знать особенности песенного репертуара для де-тей данной возрастной группы. Нередко воспитатели имеют довольно поверхностные знания об учёте возрастных особенностей детей при обучению их пению. Иногда поют малышам и разучивают с ними только те песни, которые знают сами, совер-шенно не вникая, что эти песни из репертуара старших групп детского сада и даже младших классов школы. Это вместо пользы приносит вред формированию певчес-ких навыков ребёнка. Выбор песен для разучивания с детьми воспитателю лучше определить вместе с музыкальным руководителем.

       Велика роль воспитателя при повторении и закреплении песен, которые дети разучивали на музыкальном занятии. Можно закрепить эти песни при прослушива-нии их в группе в грамзаписи или обогатить музыкальные впечатления детей, ис-пользуя игру и инсценировки разучиваемых песен. Если дети поют неправильно, не-верно передают мелодию разучиваемой песни, воспитатель должен своевременно исправить эти ошибки.

       Воспитатель должен поддержать интерес детей к музыкальной деятельности и, в частности, к обучению пению. Он хорошо знает индивидуальные особенности каж-дого ребёнка, поэтому наблюдая за детьми в повседневной жизни детского сада, ор-ганизуя игры, прослушивание и инсценирование песен, воспитатель должен обогащать музыкальные впечатления детей. Это способствует созданию условий, развивающих музыкальные способности детей, их самостоятельность и творческие проявления.

       Песня, исполненная воспитателем, производит на детей особое эмоциональное воздействие. В группе, где воспитатель любит петь, ищет и находит время для музици-рования , дети лучше, выразительнее поют, читают стихи, их движения под музыку более естественны  и грациозны.

свернуть

Музыка в жизни детского сада

Музыка в часы досуга

        Музыкальное воспитание дошкольников осуществляется не только во время занятий, праздников, развлечений, но и в часы досуга, во время прогулок, самосто-ятельных игр.

        Дети с большим удовольствием слушают песни, танцевальную, инструменталь-ную музыку. Поэтому воспитатель должен поддерживать интерес детей к музыке, же-лание слушать её. Его основной задачей в плане музыкального воспитания детей явля-ется закрепление тех знаний, умений, навыков, которые дети получают на музыкаль-ных занятиях. С этой целью он поёт вместе с ними знакомые песни, занимается с отдельными детьми, помогая им освоить игру на музыкальных инструментах или сложный элемент танца. Следовательно, воспитатель должен хорошо знать весь музы-кальный репертуар, который разучивается во время музыкальных занятий.

 

Музыка во время игр детей

        В свободное от занятий время дети часто устраивают игры, в которых музыке отводится значительная роль. Например, играя в «концерт», «музыкальное занятие», «цирк» и т.д.,дети вспоминают и исполняют знакомые песни, танцы, хороводы, импро-визируют, сочиняя собственные песенки и подбирая их на металлофоне или другом музыкальном инструменте.

       Даже если дети играют в игры, не связанные с музыкальной тематикой, музыка, разнообразное музыкальное сопровождение в них тоже может иметь место. Так, ве-сёлая песенка, исполняемая детьми, может сопровождать их «путешествие» на авто-мобиле. Мальчики, играя в «солдат», чётко маршируют под звуки барабана, «акком-панируют» себе, отстукивая ритмический рисунок песни с помощью кубиков, палочек и т.д.

       Существенную роль в музыкальном воспитании детей играют музыкално-дидак-тические игры, которые развивают музыкальный слух, творческие способности ребён-ка. Некоторые из них предварительно разучиваются на занятиях. В повседневной жиз-ни воспитатель повторяет, закрепляет с детьми эти игры и знакомит с новыми.

 

Музыка на прогулке

       Музыка оказывает своё воспитательное воздействие и во время прогулок детей, стимулируя их активность, самостоятельность, вызывая различные эмоциональные пе-реживания, создавая хорошее настроение, оживляя накопленные впечатления.

        Дети могут самостоятельно или вместе с воспитателем петь любимые песни, водить хороводы. Многие песни можно интересно инсценировать. Воспитатель дол-жен заранее продумать проведение прогулки так, чтобы было интересно всем детям, помнить о том, что активное музицирование детей на прогулке зависит от того, насколько прочно овладели дети музыкальным репертуаром и могут самостоятельно его исполнять.

 

свернуть